Корчугановы из Корчуганова
Мы продолжаем проект «Коренные», целью которого было рассказывать о жителях населённых пунктов нашей территории, родившихся или проживающих в названном селе, деревне, или о людях, сохранивших в своей памяти картинки прошлого из жизни уже ушедших в небытие их родных мест. Из таких публикаций складывается живая история нашей малой родины, пропущенная через сердце человека.
Интересен вариант выбора героя, когда его фамилия совпадает с названием населённого пункта. Так случилось в этот раз. Далеко ехать не пришлось, всего чуть больше десяти километров, и вот она, интересующая нас точка. В деревне Корчуганово и сегодня каждый третий её житель носит фамилию, идентичную названию. Свой отсчёт деревня начала с 1695 года. Так, по крайней мере, указано в нескольких исторических источниках, которыми мы руководствовались.
Ольга Гиря
Корреспондент
E-mail:
Телефон редакции: +7 (996) 334-48-28
Историческая справка
«Заселение территорий на среднем течении рек Томи и Оби началось после основания Томского острога в 1604 году. Нехватка пахотных земель привела к культивации земель южнее города, что привело к освоению земель современных Яшкинского и Юргинского районов Кемеровской области.
В 1640 году томские дети боярские предложили идею о пашне на 500 человек на реке Сосновке. Строительство Сосновского острога началось в 1655 году, и острог быстро разрастался, благодаря плодородным почвам и выгодному географическому положению.
Основатели первых деревень в основном были служилые люди, привлекаемые для защиты гарнизонов от калмыков и киргизов. Сосновский Стан был одним из самых крупных земледельческих районов, и к началу XVIII века в нем уже имелось около 100 деревень и сёл.
До проведения подушной ревизии населения в Сосновском Стане подати взимались с тягла, что приводило к малому количеству дворов, но большим семьям
Томский Алексеевский мужской монастырь сыграл огромную роль в заселении Среднего Притомья и разрастании Сосновского Стана. С развитием государства росли его запросы, а как следствие налоги поднимались, что приводило к образованию податных общин. Взаимоотношения общин стали очень запутанными из-за неопределённых земельных границ и влияния изменяющихся жизненных условий.
Сосновский Стан был местом зарождения, развития и упадка более ста деревень и сёл. Деревня Корчуганово была основана в 1695 году посадскими людьми. Основным занятием корчугановцев в XVIII-XIX веках было сельское хозяйство, в котором земледелие играло ведущую роль.
Крестьяне почти половину полей занимали под рожь, вторую — под пшеницу, овёс, ячмень. В течение XVIII века сложилась практика возделывания полей и уборки хлебов.
Жизнь этой части крестьянского населения в Корчуганове была очень сложной из-за географического положения деревни. На протяжении XVIII-XIX веков деревня несколько раз переходила из одной волости в другую, связано это было в первую очередь с политикой межевания земель, проводимой царской властью.
В XX веке произошли изменения, связанные с коллективизацией и Великой Отечественной войной. В период 1960-1970 годов в деревне появился Литвиновский совхоз, где жители активно трудились.
Перестройка и реорганизация колхозно-совхозной системы в 1980-1990 годах оказали существенное влияние на деревню.
Несмотря на свои небольшие размеры и невыгодное географическое положение, деревня сумела сохранить свою целостность и не исчезнуть.
Фамилия Корчуганов / Корчуганова является одной из самых распространённых в Яшкинском районе и по всему Кузбассу».
(из курсовой работы студентки КемГУ А.С. Жучковой, «Вехи истории деревни Корчуганово»)
Февраль 1978 года, вид на деревню Корчуганово. Слева виднеется здание школы.
Таня – Таля
Ранее мне уже приходилось работать в Корчуганове. Итогом моей командировки тогда стал материал «Главный доктор деревни», рассказывающий о заведующей местным ФАПом, фельдшере Ирине Жерновской.
Именно тогда я впервые и увидела Татьяну Григорьевну Корчуганову, маму нашей героини. Но поближе познакомиться не удалось, время было потрачено для других целей. Зато это вспомнилось сейчас, когда шёл поиск очередного героя для проекта «Коренные». Получалось, Татьяна Григорьевна почти идеально подходила под мои мерки. И пусть она здесь не родилась, как выяснилось при встрече — её трёхлетней девочкой привезли сюда родители, когда меняли место жительства. Но именно здесь, в этой маленькой деревеньке, началась её сознательная жизнь, жизнь сибирячки. В девичестве Валгаевой, в замужестве Корчугановой.
Рассказывает Татьяна Григорьевна:
- Переехали из Мордовии в Корчуганово. Это был 1942 год. Тяжёлое время, военная пора. В семье было пятеро детей. Отца вскоре забрали на фронт. Мама Анастасия Григорьевна осталась одна с нами, малолетними детьми. Поселились мы в небольшой избёнке в одну комнату и сенки. Мама работала на ферме дояркой, мы оставались дома. Спасала от голода замерзшая в полях картошка, из неё делали «тошнотики». Жили трудно, тяжело.
От папы было письмо, в котором он писал, что «завтра нас ведут в бой». Всё, письма с фронта нам больше не приходили. Пришло известие, что папа наш Григорий Данилович Валгаев, пропал без вести.
Деревня Корчуганово в пору моего раннего детства была в одну улицу, да в сторону кладбища три-четыре дома. Мама работала много и тяжело в колхозе. Да ещё и дома приходилось и картошку копать, и дрова готовить, и сено косить. Маму мы однажды потеряли, а она, как спускала мешки с картошкой в подпол, так и уснула от усталости на куче. Там её и нашли.
Дети помогали взрослым не только в домашнем хозяйстве, но и в колхозе. Собирали колоски в поле, кто постарше — снопы вязали. Школа была начальная прямо в деревне. Но с учебниками плохо дело обстояло, и писали, где придётся: какой клочок бумаги найдётся, тот и используем. Чернила сами из сажи делали, перья гусиные, заострим да пишем свои каракули. Света электрического в деревне не было, лампой керосиновой в лучшем случае пользовались, а чаще лучиной. Учительницу нашу звали Наталья Ивановна, фамилию уже не помню. Три класса мы окончили в своей деревне. Ещё год в деревню Литвиново ходили пешком в школу. Километра три в один конец через Терёхино.
Носить-то нечего было, из отцовых рубах, чёрной да белой, смастерили мы себе с подругой Любой Корчугановой платья, в том в школу и ходили. Фуфайки вместо пальто, обувки дырявые. Четыре класса я всего окончила.
Из учителей Литвиновской школы помню хорошо Петра Ивановича Михенкевича, Евгения Гавриловича Басова, ещё у нас учитель был по немецкому Мендель, имени – отчества не скажу, забылись. Образование мое школьное быстро закончилось.
В колхозе работала на комбайне «Коммунар», на копнителе. Лет в восемнадцать уехала в Юргу, выучилась на штамповщицу. Четыре года работала на машзаводе. В деревню вернулась, оттого что замуж вышла за корчугановского парня. Это был 1959 год. Через год родился сын Валерий. Жили с родителями мужа, потом свёкор умер, свекровка осталась с нами. Я благодарна ей за то, что помогала нам поднимать детей, помогала советом и добрым словом. Так и прожила с нами до последних дней своих. Лет двадцать пять, наверно.
С мужем мы прожили совместно пятьдесят лет. Воспитали троих детей: сына Валерия и двух дочерей. Веру и Ирину. Ушёл он из жизни в 2010 году по причине болезни сердца. Мне тоже лет немало, с 1937 года рождения. 87 лет живу на этой земле. У меня свой домик, рядом дочери. Помогают мне в скромном хозяйстве, дочь Ирина следит за моим здоровьем. Всё хорошо.
Назвала меня мама Татьяной, а в семье прижилось имя Таля. Так что я Таня – Таля!
Глава семейства. Павел Васильевич Корчуганов
Когда готовила к печати материал «Главный доктор деревни», узнала многие подробности из семейной родословной своей героини, в том числе, что её отец Павел Васильевич, долгие годы был управляющим корчугановского отделения совхоза «Литвиновский». Окончил Анжеро-Судженское училище механизации, получил профессию тракториста-машиниста. За отличную учёбу награждён Похвальной грамотой, которая бережно хранится в семейном архиве. Год выдачи грамоты — 1960-й.
Об отце рассказывает дочь Ирина:
- У папы была семья: восемь девчонок и он девятый. Папа что ни на есть коренной житель Корчуганова. Здесь родился, учился, работал, строил семью, растил детей. Здесь же и похоронен на деревенском кладбище. Его отличала какая-то особенная доброта и бескорыстие. Он в большей мере заботился о людях, своих односельчанах, они шли к нему со своими заботами, горем и радостью. Его искренне любили и уважали в деревне.
Мы никогда не жили богато. Дома строили новые, а мы всё жили в старом двухквартирном доме, где провисал потолок. Был у нас директор совхоза Чудочин, помню, он говорил «Что ж вы, Павел Васильевич, себе жильё не строите?». Себе, потом повзрослевшим детям — в последнюю очередь.
Папа любил бывать в полях, любил свою землю. Колосья в руки возьмёт, внимательно их так рассматривает. Со знанием дела. Во всём досконально разбирался: и в земле и в технике и в людях. За свой добросовестный труд папа неоднократно награждался Знаком ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Победитель соцсоревнования», Почётными областными грамотами. У мамы хранится целая стопа папиных грамот.
И все — Корчугановы
- Если говорить о механизаторах, трудившихся в совхозную пору, то большинсво из них носили фамилию по названию деревни: это Владимир Васильевич, Виктор Александрович, Александр Васильевич. Борис Александрович. И все Корчугановы. Среди доярок было много Корчугановых. Сегодня в деревне ещё держится эта фамилия, — вспоминает Ирина Жерновская.
Трудные вехи истории
Из более близких нам временных отрезков очень тяжёлыми были годы Великой Отечественной войны. Они стали серьезным испытанием для корчугановцев.
Деревня осталась практически без мужчин. Все ушли на фронт. Вся тяжесть работ легла на хрупкие женские плечи. По воспоминаниям Татьяны Григорьевны Корчугановой, за деревней находился маслозавод, куда жители сдавали налог, зачастую это были шкуры животных. Маслозавод играл важную роль для района, ничего не утилизировалось, все шло в переработку. Так, в деревню приезжали жители из других населённых пунктов, чаще всего из Тайги, и при помощи натурального обмена вывозили из маслозавода пахту, получаемую при изготовлении масла. Её использовали в пищевых целях.
В деревне всё так же функционировал колхоз, где все жители неустанно трудились. Женщины уходили на работы в 5 утра, а возвращались уже затемно. Многие, не выдержав нагрузки, засыпали прямо в полях. Маленькие дети помогали родителям, ездили на ток (перебирали зерно), убирали урожай, следили за скотом.
Во время войны молочные фермы находились не в самой деревне, а нескольких километров от неё, это место называется «Терёхинская лань». Работницам также приходилось рано утром идти на ферму, чтобы успеть к утренней дойке. На ферме не было освещения, дома доярки готовили специальные фитили, с помощью которых можно было хоть как-то светить помещение. Молоко доставляли на маслозавод в ведрах, которые доярки переносили на коромысле.
По рассказам местных жителей в 60-70-е годы жизнь в деревне была тоже тяжёлой. Очень большой процент произведённой продукции приходилось отдавать государству. Не хватало времени для работы на собственных приусадебных участках, поскольку жители в основном работали на совхозных полях и фермах. Однако деревня жила и развивалась настолько, насколько это возможно. В деревне работала трёхлетняя школа, открылся клуб, что во многом повлияло на развитие культурной жизни корчугановцев. Литвиновский совхоз был местом, где трудилось почти всё население Корчуганова. Люли жили, работали, принимали участие в социалистических соревнованиях, ставили номера художественной самодеятельности.
Важную роль в жизни деревни играл совхоз Литвиновский.
По воспоминаниям Ирины Павловны Жерновской, за деревней находились поля, на которых выращивали картофель, рожь, ячмень, пшеницу. В самой деревне были сады совхоза. Каждый сад был отгорожен белым забором и находился под охраной. В садах росли ягоды и плодовые деревья. Совхоз делал всё возможное, чтобы увеличить приток населения в деревню и сделать жизнь самих корчугановцев более комфортной.
В 1969 году в деревню приезжают бригады строителей. Начинается возведение новых деревянных домов «на двух хозяев». В них были переселены люди из аварийного жилья, также в деревню переехало несколько новых семей. Одной из которых стала семья Солодченко. Николай Карпович Солодченко был одним из строителей, отправленных на работу в Корчуганово. После окончания стройки им было принято решение остаться в деревне на постоянное место жительства. Он перевёз в один из построенных домов свою жену и двоих маленьких детей. Николай с женой Раисой проработали в совхозе до самой старости.
В 1970-е годы в деревне было поставлено ещё несколько домов, но уже каменных. Это были первые каменные дома в деревне. Такой была деревня Корчуганово в 60-70-е годы прошлого века.
Пожалуй, годы развала Советского Союза тоже стали «лихими» для жителей этой деревни, как впрочем, и для всех граждан бывшего СССР.
Сегодня в Корчуганово проживает чуть больше ста человек. Это в основном люди старше пятидесяти лет и пенсионеры. Молодежь явно не задерживается здесь по известным причинам.
Глава заключительная
Беседа наша с коренными представительницами из рода Корчугановых была очень доброжелательной и содержательной. Не всё, чем делились женщины, удалось вместить в рамки этого материала. Пусть они простят меня за это. Да и разве можно в одной публикации поведать о целой человеческой жизни?
Меня поразила фраза Татьяны Григорьевны в завершении нашего разговора: «Ни о чём не жалею в своей жизни. Как сложилось, так и сложилось. Знаю, что не зря её прожила. Горжусь своими детьми, внуками, правнуками. Они у меня добрые, отзывчивые!».
Довезла Таню – Талю до её дома. Простились у калитки, из окна своей машины видела, как старая женщина долго смотрела мне вслед. Вот ещё одна судьба открылась мне, судьба праведницы, без которой «не стоит село». Корчугановы — они народ особый, без корысти и злых помыслов в душе, смотрят в жизнь чисто и ясно.