Деревня, которой больше нет на карте

В этом номере газеты мы начинаем публикации материалов в проекте «Малая деревня». Ни для кого не секрет, что количество сельских населённых пунктов на территории Яшкинского округа значительно сократилось, начиная с конца 80-х годов. С карты Яшкинского района, утверждают местные краеведы, исчезло около семидесяти деревень, иные называют большее число — около ста. Деревни — как люди, у них есть, или была, своя биография, свои порядки и традиции, у каждой было «своё лицо», которое уж точно не спутаешь с «другим». Как же сохранить историю своей малой родины? Выход, наверное, есть, мы видим его в создании и реализации своего проекта «Малые деревни».


Ольга ГИРЯ
Корреспондент


Сегодня населённых пунктов на нашей территории насчитывается пятьдесят два, включая посёлок Яшкино. Но в четырёх из них, включая Воскресенку, Трактовый, Нижне-Шубино, Клинцовку, указаны нули в графе «количество проживающих». Поэтому цифру эту считаю неточной. Возможно, это и не совсем официальный источник. Но сам факт, что когда-то шумные многонаселенные наши деревни сегодня «корячатся» полуразвалившимися и покосившимися избами, давно покинутыми своими хозяевами, он присутствует. Безотрадная картина, которая уж точно глаз не радует. Ещё десяток лет, и другое поколение не вспомнит, где находились Щемиловка, Оралово, Еловка, Нифонтово, Лебедевка, Тиновка, Гороховка и дальше можно продолжить этот скорбный список.
Открываем проект публикацией о деревне Тарабыкино. Сегодня её уже нет на карте, как самостоятельной административной единицы. Единственная улица, сохранившаяся на территории бывшей деревни, насчитывает чуть более десятка домов. А жители этой улицы — красносельцы!
Готовя этот материал, обратилась в окружной архив, пытаясь восстановить историческое прошлое Тарабыкино, а также попросила помощи у Татьяны Николаевны Деревяшкиной, учителя истории Красносельской школы, занимающейся вопросами краеведения.

Общий вид деревни Тарабыкино.Общий вид деревни Тарабыкино. 

 

Личное

Почему именно деревней Тарабыкино начинаю свои публикации о малых деревнях? Наверное, в какой-то мере выполняю свой долг перед родичами, а они в большей своей части Тарабыкины и родом из тех мест. Мои собственные корни имеют прямое отношение к этой деревне: там родились и провели свое детство и юность мои родители. Моя мама, в девичестве — Августа Ивановна Тарабыкина, бабушка — Елизавета Васильевна Тарабыкина. Отец, Александр Иванович Абрамов, бабушка Ольга Николаевна Абрамова. Именно в её честь меня назвали Ольгой. Мой дед, Иван Матвеевич Абрамов, тоже тарабыкинец. В 1941 году был призван на фронт. 20 марта был доставлен с тяжёлым ранением в военный прифронтовой госпиталь с. Молчанова , 21 марта 1943 года скончался от ран. Его брат, Дмитрий Матвеевич, тоже сражался на фронте и не вернулся с полей сражений. Жаль, что об этом я узнала совсем недавно. Но это не меняет сути вещей: Тарабыкино — родина многих героев, простых тружеников, но таких настоящих русских людей, которыми по праву надо гордиться.

А сюда и нет дороги, брошенные дома.А сюда и нет дороги, брошенные дома. 

 

Корни связаны с казачеством

Несомненно, корни возникновения поселения связаны с освоением Сибири служилыми людьми в 17 веке. В «Списке населённых мест Сибирского края» (сведения представлены О.Ю. Плотниковой) указано, что деревня Тарабыкино возникла в 1700 году. Из исследовательской работы, которой поделилась со мной Т.Н. Деревяшкина, следует, что «возникновение и развитие в XVII веке первых русских поселений на территории Притомья связано с хозяйственным освоением края.
Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Существует несколько причин, по которым служилые люди, помимо выполнения основных обязанностей, были вынуждены заниматься земледелием. Среди них выделялись нехватка хлебных запасов, особенно, при наличии семьи, их несвоевременная доставка, численное преобладание служилого населения над крестьянским.
Создаваемые изначально заимки и отъезжие пашни со временем превращались в деревни. В ряде случаев в деревнях проживали представители одной служилой фамилии. Анализ развития хозяйств служилых людей и их потомков по земледельческим станам Томского уезда в первой половине XVIII века свидетельствует о том, что земледелием занималась большая часть потомков служилых людей».

Что касается деревни Тарабыкино и её названия, стоит изучить «Книги именные Томского города томским головам и детям боярским и конным и пешим служилым людям» (1626 г.), где мы найдем фамилию «Якушко Фёдоров сын Тарабукин». Явно здесь просматривается связь с названием поселения и его основателем. Название претерпело некоторые изменения, но калька фамилии в основном сохранена.

 

Часть карты «Южной части Томскаго округа (земли Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.) Масштабъ въ английскомъ дюймъ 20 верстъ». Томский уезд.Часть карты «Южной части Томскаго округа (земли Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.) Масштабъ въ английскомъ дюймъ 20 верстъ». Томский уезд.

Детский сад в деревне Тарабыкино.Детский сад в деревне Тарабыкино.

 

 

 

События, факты, люди

Деревня Тарабыкино изначально соседствовала с Красноселкой, поэтому многие дела жители решали совместно. Так в 1912 году на сельском сходе было принято решение о строительстве храма. Строился он на средства проживающих в этих деревнях в течение трех лет. Деревянное здание церкви и сейчас можно увидеть на окраине Красноселки. Правда, в годы советской власти, в 1932 году, храм ликвидировали большевики, разместив там зернохранилище сортучастка.
В годы коллективизации, с 1930 года на территории деревень Красноселки и Тарабыкина действовало четыре колхоза: «Ленинский труд», «Красный пахарь», «Весёлый работник», «Крестьянский труд». Но уже в конце тридцатых годов в «похозяйственных книгах» указывается другое название колхоза в Тарабыкино — имени Жданова.
По численности населения, перепись 1926 года, в деревне Тарабыкино проживало 338 человек, из них 167 мужчин и 111 женщин, 60 детей. В деревне был свой детский сад и начальная школа, которые функционировали до пятидесятых годов.
В годы Великой Отечественной войны из обеих деревень было призвано на фронт 204 человека, из них 164 человека погибли, защищая рубежи своего Отечества. В списках погибших на той войне пятнадцать воинов с фамилией «Тарабыкины».


В годы Великой Отечественной войны из обеих деревень было призвано на фронт 204 человека, из них 164 человека погибли, защищая рубежи своего Отечества. В списках погибших на той войне пятнадцать воинов с фамилией «Тарабыкины».
В Великую Отечественную войну погибли многие жители деревни Тарабыкино, среди них:

  • Абрамов Дмитрий Матвеевич (1944)
  • Кужев Корней Алексеевич (1942)
  • Кужев Михаил Алексеевич (1943)
  • Лисавин Матвей Степанович (1942)
  • Пронин Василий Гаврилович (1923)
  • Радченко Иван Иванович (1944)
  • Шустеров Михаил Иванович (1900)

 

Письмо с фронта

Я никогда не видела этого письма своими глазами. О нём мне много раз рассказывала мама. Ей было тринадцать лет, когда началась война. Удивительно, но в памяти подростка чётко сохранился эпизод из жизни, связанный с фронтовым письмом, которое прислал её дядя Дмитрий из-под Сталинграда.
Он писал, как на его глазах смертельно ранило односельчанина, и ничем он не мог помочь в этой ситуации. Надо было прорываться к тракторному заводу, а немцы напирали сзади. Письма с фронта читали всей деревней, вслух, радовались каждой весточке, ждали своих мужей, братьев. У мамы на фронте был старший брат Прокопий, и он вернулся живым. Участвовал в освобождении Кенигсберга (нынешний Калининград). После войны жил в Новокузнецке, работал инженером на цементном заводе.
Помню, когда я ездила с бабушкой к ним в гости, он часто слушал на пластинке песню Булата Окуджавы «Москвичи», я запомнила слова «В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной…». Позже поняла, почему он так часто слушал эту песню: на фронте он потерял своего друга — Ивана Лункина, тоже тарабыкинца. Мама рассказывала. Как пришло в их деревню известие о Победе. Женщины с полей бежали в деревню, плакали, обнимали друг друга. Вечером собрали общий стол прямо на улице, мама вспоминала что тот майский день был тёплым, сидели до глубокой ночи, праздник, которого так долго ждали, был со слезами на глазах. Сколько черных вестей принесла война почти в каждый дом. Почтальонка боялась заходить в избу, потому что несла горе и слезы. Моя бабушка Ольга Николаевна ждала своего мужа ещё долгие годы. Она же не «похоронку» получила, а известие о том, что солдат ее пропал без вести.

По численности населения, перепись 1926 года, в деревне Тарабыкино проживало 338 человек, из них 167 мужчин и 111 женщин, 60 детей. В деревне был свой детский сад и начальная школа, которые функционировали до пятидесятых годов.

 

Архивное фото: вид на деревню Тарабыкино.Архивное фото: вид на деревню Тарабыкино.

 

Документальные повести деревенской жизни

В архиве я работала с похозяйственными книгами деревни Тарабыкино, которые мне предоставила Оксана Юрьевна Плотникова. Интереснейшее это дело, многое могут рассказать эти документы, если внимательно изучать информацию, содержащуюся в них. Например, насколько были зажиточны жители деревни, какой скот был у них в личном хозяйстве, сколько земли имели в личном пользовании, что выращивали на своих огородах, кто из деревенских единолично вёл хозяйство, не вступая в колхозы.
Выяснилось, что практически каждый житель Тарабыкино держал корову, овец, куриц. И лишь редкий сельчанин имел пчёл. Вот, например, Иван Чернышёв катал всей деревне валенки, так зарабатывал на жизнь. Из похозяйственной книги можно узнать, сколько детей было в семье, какого они возраста. Как показало изучение документов, семьи были в основном многодетными, например, в семье Серпиона Тарабыкина воспитывалось восемь детей. Он погиб на войне в 1942 году, жена его Таисия Прокопьевна одна поднимала детей. А ещё в этих же книгах напротив фамилий погибших на фронте записано одно лишь слово: «Убит», а фамилия зачеркнута тёмным, почти чёрным жирным карандашом. Нет человека, война его вычеркнула из жизни.
Я просмотрела книги за разные годы: 1936, 1940, 1942, 1948 годы. В деревню Тарабыкино почти не прибывали новые люди и не выезжали из неё старожилы. В похозяйственных книгах разных лет повторялись одни и те же фамилии. Ещё из этого источника можно установить дату рождения, к примеру, своего родственника, сделать сравнительный анализ по содержанию хозяйства, узнать, чем занимался в колхозе. Например, брат моего деда Василий Прокопьевич Тарабыкин был кладовщиком в колхозе, бабушка Елизавета Васильевна —
дояркой, телятницей.
Держать в руках эти книги было очень трепетно: ведь ты как будто прикасался к живой истории. Хотя бы потому, что там сохранились личные подписи тех, кто проживал в деревне и чьи данные заносились в книгу.
Узнала много нового о своих родичах. Например, когда дед Иван уходил на войну, у жены его Ольги на руках оставалось трое детей, Анатолию, моему дяде, было чуть больше года, он родился в 1940 году.

Дом с адресом Заречная, д.1 стоит здесь с 1930 года. До 1950-х годов здесь проживала семья Тарабыкина Василия Прокопьевича.Дом с адресом Заречная, д.1 стоит здесь с 1930 года. До 1950-х годов здесь проживала семья Тарабыкина Василия Прокопьевича. 

 

Из детских воспоминаний

Помню, внизу огорода бабушки была речка Сосновка с каменистым дном. Было там совсем мелко, и нам разрешали купаться. К речке спускалась тропинка, вся в крапиве, обжигающая ноги, руки. С тётей Таней мы часто ездили на лошади из Тарабыкина в Балахнино. Она была почтальонкой в деревне и по работе часто ездила туда. Ездили в телеге, в куче свежескошенной травы. Значит, в Тарабыкине своего почтового отделения не было. Были это шестидесятые годы. А письма тогда люди писали друг другу часто, другой связи не было, поэтому сумка почтальона всегда была набита разной корреспонденцией. Помню, телефон у них был только в конторе.
Ещё ярки воспоминания, как возвращалось с лугов домой стадо коров, было оно большое, долго приходилось ждать, пока пройдет последняя корова мимо бабушкино дома, чтобы снова выбежать на улицу играть. А ещё в памяти и шанежки, и пирожки с тёплым молоком — всё, как и полагается у бабушки в деревне. Дом, куда в детстве меня привозили родители, стоит на деревенской улице и до сих пор. Только состарился он. Да пейзаж деревенский изменился совсем, только Сосновка всё также опоясывает деревню, будто охраняет её.

P.S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала О.Ю. Плотниковой и Т.Н. Деревяшкиной.

В 1912 году на сельском сходе между тарабыкинцами и красносельцами было принято решение строить храм.В 1912 году на сельском сходе между тарабыкинцами и красносельцами было принято решение строить храм.