А у нас на маршруте женщина-водитель!

НАШИ ЛЮДИ

А у нас на маршруте женщина-водитель!

Привычным делом стало сегодня видеть за рулем автомобилей женщин. Они уверенно вписались в картинку автотранспортного движения у нас в посёлке. А вот на автобусных маршрутах по-прежнему рулят (во всех смыслах) мужчины. Было так до недавнего времени. Из сложившегося правила появилось исключение. Вот уже почти месяц можно увидеть за лобовым стеклом маршрутного автобуса в водительском кресле женское лицо. Первая и пока единственная водитель-женщина в нашем ПАТП уверенно выводит свой автобус на маршруты пригородные и городские. Конечно, водительское кресло маршрутного автобуса — не капитанский мостик морского судна, но определенная интрига в этом есть.

Image
Ольга Гиря

Корреспондент

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7 (996) 334-48-28

«Дорог много, а эта — моя»

Захотелось узнать, какие пути — дороги привели женщину в сферу деятельности, где в основном трудятся мужчины. Первая встреча с моей будущей героиней произошла случайно на дороге. Её автобус подъезжал к остановке по улице Дружбы Народов в Осиновке. Договорились быстро, познакомились накоротке, обменялись телефонами. И вот уже я по договоренности на маршруте вместе с Татьяной Кольцовой, так зовут нашу героиню, с конечной остановкой — Шахтёр.

Отъезд от яшкинского автовокзала по расписанию — в 7:35 утра. Пассажиры неторопливо рассаживаются в салоне, их немного, человек семь. Приобретают у водителя билеты, кто не успел купить их в кассе автовокзала, и мы выезжаем на маршрут.

Сегодня у Татьяны уже состоялся утренний рейс в Ботьево, совсем раненько, в 6:15. После возвращения из Шахтёра будет третий выезд на маршрут до деревни Нижняя Тайменка. А уж потом — обеденный перерыв и продолжение работы. И так до шести – семи часов вечера. А утренний подъём у героини состоялся в четыре часа. Об этом я узнала от неё, пока шла посадка пассажиров.

Если учесть, что дороги наши до населённых пунктов не «супер», не везде асфальт, то получается довольно напряжённо. В среднем по времени рейс Яшкино – Шахтёр – Яшкино продлится около полутора часов с учётом остановок на станции Литвиново, в деревне Литвиново, селе Красноселка. По протяжённости это более пятидесяти километров туда и обратно. Дорога в основном с асфальтовым покрытием, за исключением от поворота на Шахтёр. Там, как известно, щебеночное покрытие, а в весеннюю распутицу это не есть хорошо для маршрутного автобуса.

Пока движемся по асфальту, всё происходит в штатном режиме: посадка, высадка пассажиров, их «обилечивание», движение к конечной точке. Беседа наша возможна в короткие промежутки, которых немного. У водителя перед глазами дорога, дорога — прежде всего, внимание сконцентрировано на ней да на приборах контроля, расположенных на панели автобуса.

Опыт — всему голова

Хотя, как мне уже известно, у Татьяны большой опыт работы на общественном транспорте в городе-миллионнике, Новосибирске. Пятнадцать лет на троллейбусе и примерно же столько — в службе такси. Работа на троллейбусе научила грамотно двигаться в огромном транспортном потоке большого города, а служба в такси дала возможность побывать в отдалённых городах России и Казахстана. Отсюда и уверенность на дороге, когда можно сказать, что водитель — единое целое со своей машиной и чувствует её как саму себя.

А наш автобус тем временем уже преодолел большую часть пути. К сожалению, асфальт закончился, впереди — поворот на Шахтёр. Скорость движения заметно снизилась по объективным причинам. Скользко на дороге, местами наледь — спутница весны и перепада температур. Но время у водителя ещё в запасе есть. К остановке подходим без опоздания. Пассажиры покидают автобус, некоторые благодарят водителя, но в большинстве уходят молча. Вообще-то ехали вполне комфортно, можно было и спасибо сказать.

Предельно вежлива Татьяна с новыми пассажирами, корректно отвечает на их вопросы, при этом продаёт билеты до требуемой остановки. Так должно быть, так есть! В положенное время автобус покидает Шахтёр. Мы на пути к дому. Салон почти заполнен людьми, утренний рейс даёт возможность выполнить все свои дела в Яшкине, кто-то торопится на работу.

Автобус, совершающий рейс, практически новый, недавно пополнил технопарк ПАТП. Ехать на нём комфортно и пассажирам, и водителю. Но пока за Татьяной не закреплено постоянно транспортное средство, работает на тех автобусах, водители которых находятся на выходных. Случается ездить и на стареньких «пазиках». Тогда сложнее управлять и устаешь быстрее. Но для Татьяны это большим препятствием не является, привыкла ездить на большие расстояния и в разных дорожных условиях.

Почти год прошёл с момента поступления на работу, прежде чем села самостоятельно за руль. Сначала прошла специальное обучение в Кемерове, сдала экзамены, потом была стажировка. А так хотелось уже самостоятельно выйти на маршрут, руки требовали руля.

Почему профессия водителя?

Родилась наша героиня в Карьере. Семья была многодетная, пятерых ребятишек воспитывали супруги Кольцовы. Училась Татьяна ещё в старой деревянной школе. В детстве, лет десяти от роду, попыталась научиться водить УАЗ. Один знакомый предложил свои уроки по вождению. Случилось, что машина по её неопытности перевернулась. Ссадины, ушибы в результате, но не побоялась вновь попробовать. Страх пересилила, и снова за обучение. Видать, так вырабатывался у девчонки характер.

После окончания школы пошла работать на производство. Начинала в Яшкине, потом был переезд в Кемерово. Решила, что в большом городе больше возможности найти хорошую работу, так оказалась в Новосибирске.

Остановиться первоначально было где, там жили родственники. Тридцать лет в общей сложности прошло, как она оторвалась от родных пенат. В итоге выучилась на водителя троллейбуса, получила водительские права и связала себя на долгие годы с общественным транспортом. В службу такси перешла потому, что так требовали жизненные обстоятельства. Но при любом раскладе Татьяна уже понимала, что её дорога не прошла мимо. Какими бы длительными ни были её маршруты уже в такси, не ощущала предельной усталости, дорога не утомляла. Были приятны новые города, куда доставляла клиентов.

Особенно по-хорошему ей вспоминается Астана — город роз и красивых архитектурных сооружений. Хотя и были свои сложности в поездках в Казахстан: таможенный контроль, особые негласные правила для водителей, но пассажиры чаще все попадались адекватные, проблем с ними не было. Хотя в дороге бывала не одни сутки. Мне понравилась одна фраза героини: «За рулём я чувствую себя безопаснее, чем пешком».

О пассажирах

По рассказам Татьяны, они встречались разные: спокойные и агрессивные, добрые и раздражённые. Но везти надо было всех до места. Работая на троллейбусе, сталкивалась с хулиганством. Как-то потребовалось защитить свою кондукторшу от нападок одного неадекватного пассажира. Ей помогла, зато и себе досталось. Девушка-кондуктор больше в троллейбусное депо не вернулась. Татьяна пережила этот инцидент относительно спокойно.

Случались в дороге на маршруте и такие моменты, когда пассажиру необходима была срочная медицинская помощь, тоже справлялась: оказывала сама первую помощь в ожидании «скорой». Главное было в этом случае — не потерять времени.

Возвращение домой через тридцать лет

Татьяна покинула большой город, вернулась туда, где прошло её детство и юность. Здесь, в Яшкине, живёт её старенькая мама, которая нуждается в помощи и уходе. Знакомые посоветовали устроиться на работу в ПАТП. Совет приняла, и ни о чём не жалеет. Работа ей по сердцу, коллектив неплохой, хотя поначалу мужчины – водители смотрели на неё недоверчиво. Сейчас это понемногу сглаживается.

Трудится женщина-водитель старательно, по совести. Выпадают напряжённые дни, потому что в ПАТП остро ощущается кадровый голод. Администрация организации рада видеть молодых людей в сфере общественного транспорта, гарантирует бесплатное обучение профессии водителя без отрыва от производства. Из положительных моментов и то, что сейчас активно обновляется автобусный парк. Татьяна тоже в ожидании своей «транспортной единицы», которая будет постоянно закреплена за ней.

Ровных тебе дорог, водитель Татьяна!