12 декабря завершился муниципальный этап конкурса «Педагог года – 2023». Восемь его участниц достойно прошли все конкурсные испытания, представив своё педагогическое кредо на открытых учебных занятиях, мастер-классах, в медиавизитках. Скажу о том, что приятно удивило: все педагоги-конкурсанты молоды, креативны, как говорится, не стандарт! А вот в числе их наставников были замечены опытные коллеги, способные и совет нужный дать, и поддержать, и вдохновить. Молодые специалисты — педагоги сказали «своё слово» с твёрдой заявкой на то, что в учительском сообществе дуют «свежие ветра», несмотря на разные коллизии в педагогической сфере.
Ольга ГИРЯ
Корреспондент
Урок — это всегда открытие!
Конкурсный день 12 декабря был очень морозным. Но есть такая народная примета: мороз зимой — к обильному урожаю. В нашем случае всё совпало. Учебные занятия в номинации «Учитель года» проводились на базе школы №5. Главной причиной для волнения организаторов было следующее: не испугались бы дети, участвующие в открытых занятиях, очень морозной погоды. Но они не подвели! Ровно в 8:00 началось учебное занятие у первой конкурсантки, учителя русского языка и литературы Красносельской школы Анастасии Николаевны Платоновой. Её задачей было открыть по-новому для пятиклассников поэтический мир Николая Алексеевича Некрасова с его потрясающими образами русских женщин, тех, кто и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт».
Пятиклассники активно участвовали в создании своих кластеров, составляя портрет русской некрасовской женщины. Позже, анализируя текст из отрывка поэмы «Мороз Красный нос», утвердились вместе с учителем в своих предположениях.
Сегодня изучать классику русской поэзии, так чтобы «нескучными» казались уроки, надо погрузить детей в ту эпоху, в которой творили создатели. Анастасии Николаевне это удалось. За короткие двадцать минут (а именно столько длилось учебное занятие), учитель преодолел границы времён, показав насколько бессмертны идеи поэта, насколько они созвучны нашей эпохе.
Елена Владимировна Ботьева, учитель начальных классов Ботьевской школы, встречалась со второклассниками на отрытом занятии. Извечная дилемма «о» или «а» написать в слове «корова», или иначе — как воспользоваться правилом о безударной гласной в корне, стала точкой исследования детей. Грядущий праздник Нового года расцветил короткий урок Елены Владимировны в цвета зеленой ёлки, ярких шаров, красных рукавиц Деда Мороза. Снеговик (один из персонажей занятия), написав послание Деду Морозу, наделал так много ошибок в письме, что детям ничего не оставалось, как исправить эти ошибки. Умные школьники помогли Снеговику. И не только в этом деле, и не только ему!
Варежки, такие необходимые зимой, как правило, носятся парой. А у Елены Владимировны они все перепутались в конверте. Соединить варежки в пары помогло детям умение подбирать проверочные слова на безударную гласную в корне. Быстро справились они с заданием! Потому что молодцы! Не зря сидят за школьными партами, грызут гранит науки школьных дисциплин. А Елене Владимировне отдельный «респект» - пришла в незнакомый класс, удивила, увлекла! Это показатель талантливого педагога!
Анастасия Александровна Соболева, учитель географии школы №2, открывала вместе с семиклассниками загадки Мирового океана. Это был урок-путешествие по океанам Земли.
- Собирая материал, мы обращались к разнообразным источникам информации, ребята выполняли роли картографов, штурманов, ответственных за бортовой журнал. На открытом уроке главная роль отводилась ученикам-докладчикам, которые делились результатами своей работы с одноклассниками. В перерыве между выступлениями я давала задания на осмысление и закрепление учебного материала по каждому из океанов. Главным результатом открытого занятия стало вовлечение учеников седьмого класса в его подготовку и проведение. Такая форма урока заинтересовала учащихся. Они почувствовали огромную ответственность, возложенную на них учителем, и отнеслись к подготовке очень серьезно. Урок получил достойную оценку коллег, — так о своём уроке сказала Анастасия Соболева.
Увлекли дошкольников
К сожалению, побывать на открытых занятиях воспитателей дошкольных учреждений, не удалось в силу определенных причин. Они проводились на базе детского сада №9. Своими впечатлениями о проведенных занятиях поделилась член жюри конкурса, старший воспитатель детского сада №8 Ирина Васильевна Трефелова:
- На базе детского сада №9 три воспитателя-конкурсанта провели открытые занятия, показав свои умения, интересные наработки. Воспитатель Колмоговского детского сада Марина Эрвиновна Кубылинская «путешествовала» с детьми по родному Кузбассу, уточнила знания детей о полезных ископаемых, природе нашего края. Пополнила их копилку знаний новыми фактами. Татьяна Анатольевна Мурашова, воспитатель Пачинского детского сада, пришла к детям в костюме «лесовичка» и совершила с ними экскурсию по лесу, расширяя знания наших ребят о диких животных, обитающих в лесах Кузбасса.
Ирина Ивановна Осипова, воспитатель Тутальского детского сада, провела экологическое занятие, на нём ребята спасали нашу землю от загрязнения. Все участницы конкурса достойно представили себя на открытых занятиях, сумели заинтересовать детей и вовлечь их в общую работу.
Торжественное открытие и …вновь испытания
В двенадцать часов конкурс переместился в Центральный дом культуры. На втором этаже в присутствии зрительской аудитории педагогов из разных школ и нарядной ёлки в центре зала, состоялось торжественное открытие праздника педагогического мастерства. Громкими аплодисментами встречала зрительская аудитория героев сегодняшнего мероприятия. Участников конкурса приветствовала заместитель начальника управления образования Лариса Петровна Агеева. Подарком для всех присутствующих стал концертный номер вокальной группы «Радуга».
Ведущая конкура представила залу членов жюри, которым предстояло оценить следующие испытания: мастер-классы и медиавизитку «Послание педагогическому сообществу». В состав жюри вошли победители прошлогоднего конкурса «Педагог года – 2022» в разных номинациях, работники управления образования, председатель профсоюзной организации педагогов Яшкинского округа Наталья Викторовна Заурмильх, возглавила компетентное жюри начальник управления образования Ольга Владимировна Гавриченко.
Открыла второй этап конкурса Анастасия Платонова. В своих визитках участники все, как один, пытались донести мысль, что они не случайные люди в педагогике. Работают учителями, воспитателями, руководителями творческих объединений по призванию, не считаясь со временем, с полным пониманием степени ответственности своего труда, отдавая без остатка «сердце детям».
Педагог интересен своим воспитанникам, когда он на одной волне со своими учениками, когда его с детьми объединяют общие увлечения, дела. В своем мастер-классе Анастасия Платонова рассказала и показала, как КВН может стать общим делом и для учителя, и для ребёнка. Сама она — постоянная участница КВН-овского движения, учительская команда из Красносельской школы — неоднократные победители и призёры этих игр. КВН помогает зажечь детей, сдружить их и мотивировать на полезные дела. Анастасия это доказала своим мастер-классом!
Мастер-класс Елены Ботьевой «Хочу все знать» предполагал составление интерактивной книги, посвящённой грядущему Новому году. Команде поддержки необходимо было расположить в хронологическом порядке информацию о ёлочных игрушках, родом из разных эпох, а затем ими украсить новогоднюю красавицу. Это одна из страниц книги. А вторая страница была посвящена традиционному блюду новогоднего стола — салату оливье. У него тоже своя история, о которой мы даже не подозреваем, готовя блюдо на стол. История популярного новогоднего салата длится уже больше, чем полтора века. Интерактивная книга рождалась на наших глазах, над первой, второй страницей работали ученики конкурсанта дома, а завершила её команда поддержки. Результат коллективного труда двух команд продемонстрировали жюри и зрительской аудитории. Получилось впечатляюще!
Анастасия Соболева обратилась в своём мастер-классе к очень трепетной теме, теме человеческой памяти. Как сохранить памятное наследие нашей истории знают ребята школы №2 не понаслышке. Педагогами здесь успешно реализуется проект «Оборванная песнь», направленный на восстановление исторических фактов о выпускниках школы №2, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Учитель географии Анастасия Александровна тоже участвует в нём. На конкурсе она вместе со своей командой поддержки знакомились с семейными альбомами. Оказалось, старые, пожелтевшие от времени фотографии могут много рассказать, если уважительно к ним относиться. Тема памяти сегодня актуальна как никогда, и своим воспитательным событием его автор это особо подчеркнула.
Удивил мастер-класс Ирины Корляковой, педагога дополнительного образования турцентра. Ирина увлечена водным туризмом, этой «страстью» она заряжает и своих воспитанников. Изучать водные просторы Кузбасса, проводя многодневные походы по рекам родного края — это для педагога привычное и любимое дело. Участников своего мастер-класса молодой педагог учила с пристрастием вязать узлы и управлять катамараном. К слову, и катамаран стал «участником» действия, его установили прямо в зале. Участники команды Ирины в полной экипировке, будем считать, успешно преодолели водные преграды. Может, это были первые их уроки в водном туризме.
Наталья Шнитко, педагог дополнительного образования, уже третий года занимается с ребятами в мульт-студии «Салют». Дело это относительно новое в Доме творчества. Но участники студии с удовольствием занимаются у Натальи Сергеевны, пытаются овладеть секретами создания авторских мультиков. И у них это получается! Её мастер-класс «Занимательные картинки как средство для развития креативного мышления детей» вызвал неподдельный интерес у жюри и зрительской аудитории. Немногие, наверно, знают об японских картинках — эмодзи, они сегодня популярны среди детей. Наталья Сергеевна предложила окунуться всем в детство и разгадать с помощью эмодзи зашифрованные мультики. Оказывается, взрослые не так уж и далеки от детства. Справились с заданием на «пять». Ещё одни занимательные картинки — друдлы, по сути графические головоломки, задача работы с ними сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Правильным считается самый оригинальный и необычный ответ. Друдлы помогают учиться видеть в обычном — необычное. Наталья успешно использует и эмодзи, и друдлы в работе с детьми. Правда, креативно! В создании мультфильмов эти приёмы педагог часто использует.
Мастер-классы воспитателей дошкольного образования продолжили темы их учебных занятий. Прогулку в лес за диковинными растениями совершили вместе с Татьяной Мурашовой, Кузбасс изучали с Мариной Кубылинской, с Ириной Осиповой очищали землю от мусора. Было весело, занимательно и познавательно!
К трём часам конкурсная программа была завершена. Участницы, ещё не отойдя от волнения, вновь заняли место на сцене. Всё осталось позади, в знак признательности они от своих коллег принимали букеты цветов. Начальник управления образования Ольга Гавриченко вручила конкурсантам сертификаты участника, а победители конкурса будут объявлены 22 декабря, на церемонии закрытия Года педагога и наставника. Ждём с нетерпением объявления результатов, болеем за «своих»!
Ещё одна страничка конкурса уже написана, и, на мой взгляд, получилась она вполне достойной! Историю конкурса «Педагог года 2023» писали Анастасия Платонова, Анастасия Соболева, Елена Ботьева, Ирина Корлякова, Наталья Шнитко, Татьяна Мурашова, Марина Кубылинская, Ирина Осипова.