Каково быть логопедом?

Ксения Заворина: «В профессию меня привела мама»

Исправить дефекты речи, ясно и чётко произносить слова, скорректировать речь и поставить звуки помогают логопеды. 14 ноября отмечается их профессиональный праздник.
Ксения Заворина, яшкинский логопед, дефектолог и психолог, рассказала нашей газете о своём профессиональном пути и особенностях работы.


Дарья РЭДВАН
Корреспондент


С трудностями устной и письменной речи сталкиваются и дети, и взрослые. Дети — из-за особенностей развития недавно сформировавшегося речевого аппарата. Взрослые — после перенесённых болезней, полученных физических или психологических травм. Человеку, который не может полноценно выразить свой мысль через слова, тяжело даются коммуникации с окружающими. В этих случаях на помощь приходят педагоги-логопеды — специалисты, корректирующие и предупреждающие дефекты речи.
Человек, выбравший эту профессию, должен обладать навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания. Работа не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи — специалисты корректируют письмо, дыхание и глотание, что особенно важно и актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности и функции.

 

В логопедию вслед за мамой

Ксения Заворина пришла в профессию логопеда по следам своей мамы Надежды Ильиной. Надежда Алексеевна — специалист с большим стажем и опытом работы, она по первым словам в разговоре с человеком определяет, в каком направлении искать причину нарушений речи, и что с этим делать.
Надежда Ильина пришла в профессию не сразу, сначала работала педагогом. Но с появлением в посёлке большего количества детей с дефектами речи ей предложили освоить новую смежную специальность. Знания логопедии её увлекли и помогли развить устную и письменную речь её четверых детей. В частности, дочь Ксения, благодаря логопедической практики мамы, смогла уже в детские годы отточить своё умение красиво и грамотно выражать свою мысль, и это помогло ей добиться хороших успехов в учёбе.
Когда настало время выбора профессии, Ксения думала стать педиатром или психологом. Мама подсказала попробовать пойти в логопедию.
Дочь согласилась, поступила в Томский педагогический университет, получила профессию логопеда-дефектолога и вот уже больше 16 лет работает в этой сфере, ни капли не жалея, о выбранном пути. Напротив, на протяжении всех этих лет практики она не перестаёт мысленно и вслух благодарить маму. За наставления, помощь и поддержку.
Ксения Сергеевна около десяти лет занималась коррекцией речи детей в школах и детских садах. Одновременно с работой в бюджетных организациях, она занималась и частной практикой. Сейчас занимается с людьми только в частном порядке, помогает корректировать дефекты речи взрослым и детям.
- Моя трудовая деятельность началась с работы в школе №1, там я сделала первые шаги, научилась ориентироваться в проблемах говорения, понимать причину расстройств речи и находить способы их коррекции в разных случаях, — делится Ксения. — Тот кабинет, в который я впервые пришла работать, подготовила моя мама, она была там логопедом до моего прихода. Мама на протяжении моего профессионального пути всего за была для меня опорой. Она ввела меня в эту сферу, постоянно подсказывала, направляла, выручала, когда я уходила в декретные отпуска с тремя детьми. В эти периоды она практиковала вместо меня, а когда я возвращалась на работу, нянчилась с внуками.
Первые годы заниматься логопедией было легко, с графиком в четыре рабочих часа в день удавалось успеть многое сделать по дому и посвящать время мужу, семье. Муж Артём, поддерживая супругу на её профессиональном пути, давая ей возможность развиваться, материальное обеспечение семьи взял на себя, работал на двух работах.
За первым ребёнком родился второй. Перед супругами встала необходимость увеличить общий семейный доход, Ксения Сергеевна начала частную практику. О ней как о специалисте уже в посёлке хорошо знали и обращались к ней за помощью.

Вместе с ученицей специалист отрабатывает произношение звуков. Фото из личного архива Ксении Завориной.

 

«Дошколята — моя стихия»

Деятельность логопеда Ксении Завориной всегда очень нравилась, но специфика её работы больше направлена на взаимодействие с детьми дошкольного возраста.
- Чем раньше мы возьмёмся за коррекцию речи и постановку звуков, тем лучше и быстрее мы достигнем результата, —
говорит Ксения Сергеевна. — Поэтому я так хотела работать в детских садах. Важно не упустить деток, не потерять возможность выстроить им красивую речь. Дошколята — моя стихия.
Одно время я занималась с воспитанниками детского сада №6. Приходила туда со своими рабочими материалами , приспособлениями, общалась с детками в спальне и была счастлива, что могу быть полезной для большого числа ребят.
Потом меня пригласили в детский сад №3. И те девять месяцев, которые я там провела до закрытия учреждения на ремонт, подарили мне много радости и продвинули меня в профессиональном развитии. С ностальгией вспоминаю то время.
После закрытия детсада логопед устроилась в школу №4, работала там до недавних пор. И хоть сейчас она официально там не устроена, активно помогает коллективу в рамках своей компетенции.

Частная практика занимает всё рабочее время Ксении Завориной. Здесь вся деятельность, распорядок дня, формы работы зависят от неё самой.
Несколько лет назад она сотрудничала со своей коллегой Ольгой Аблизатовой, специалисты открыли и развивали частный логопедический кабинет. На сегодняшний день Ксения Сергеевна практикует самостоятельно, о её профессионализме знают по нашему округу. Множество пособий, игрушек, логопедических приспособлений, купленных и сделанных вручную, помогают ей сделать её работу разнообразной, занимательной и более эффективной.
Несмотря на большой опыт работы и глубокие знания, Ксения Сергеевна не перестаёт совершенствоваться в любимой профессии. Регулярно проходит логопедические курсы онлайн, выезжает на семинары, изучает досконально те проблемы говорения, с которыми ей приходится сталкиваться в ежедневной практике. Считает, что ей всегда есть чему учиться, вокруг столько непознанного и неизученного.

Ученик пробует сдуть губки со стола. Работа с дыханием — важный этап при постановке звуков. Фото автора.

 

Главное — найти контакт с ребёнком

В общении с каждым своим учеником Ксения Сергеевна и наставник, и друг, и помощник. Обаятельная и коммуникабельная, она находит общий язык со всеми, кто бы к ней ни обращался.
– К каждому ребёнку я ищу свои ключики. И он не откроется для общения, пока я не выстрою с ним контакт, доверительные отношения. Нужно найти подход и к самому ребёнку, и к его родителям, быть с ними на связи, суметь ответить на любые вопросы, только тогда проявится результат. Вместе с учениками я буквально прыгаю и ползаю на коленках, играю как клоун, постоянно импровизирую. Для того, чтобы дети запоминали правильное произношение звуков, отрабатывали их с удовольствием, очень важно, чтобы они играли, чтобы работала их крупная и мелкая моторика. Урок за уроком, и результат тогда не заставит ждать долго.
По своему опыту я поняла, какой формат занятий лучше. Можно просто сесть за стол и перед зеркалом произносить с ребёнком звуки , но это не даст результата. Надо двигаться, с ребёнком надо что-то делать. Он работает с различными предметами, стоит на балансировочной доске, тут же мне проговаривает звуки. Где-то мы прыгаем, где-то скачем, проходим какие-нибудь испытания, одновременно с этим прорабатываем произношение.
Ребёнок думает, что он просто играет, а в это время у него закрепляются звуки, они как бы обживаются в речи. В этом всём кроется большой смысл.

заворина4 
«Мне нравится видеть сияющие глаза, когда у ребёнка выходит первый звук, потом он начинает говорить. Вот это самое дорогое. Ни за какие деньги не купишь то чувство, когда ученик отвечает взаимностью». Фото автора.

 

Логопед, дефектолог и психолог — в одном лице

Ксения Сергеевна не только педагог, логопед и дефектолог. Здесь она во многих случаях выступает в качестве психолога. Может определить, на каком уровне кроется причина нарушения речи. Имеет ли здесь место значение психологический фактор или дело в неправильной работе артикуляционного аппарата, ввиду физиологических факторов, например.
- Недавно я выучилась на нейропсихолога, потому что знаю, что у детей возникает очень много проблем, — делится логопед. — С каждым годом всё чаще обращаются детки с ограниченными возможностями здоровья.
Во всех вопросах, связанных с физиологическими проблемами, мы работаем в тандеме с Марией Галле — специалистом логопедического массажа с большим опытом работы. Она отлично ориентируется в проблемах работы моторики и тонуса мышц ротового аппарата, глотательных функциях и способности произносить звуки. Она осматривает детей и направляет их к специалистам согласно выявленным проблемам.
Мария также работает с артикуляционным аппаратом через массаж. С физиологической стороны помогает ребёнку начать говорить чище и правильнее. А потом её пациенты идут на занятия ко мне, и мы развиваем артикуляцию благодаря разнообразным упражнениям ставим звуки, учимся формировать красивую речь.
При необходимости мы с Марией курсы массажа и логопедических занятий повторяем. Работа в команде позволяет добиться результатов быстро и без откатов к исходному состоянию.

- Ксения, Вы сказали, что логопед обладает знаниями психологии. Чем ещё это помогает в работе?
- Быть психологом нужно, чтобы выстроить доверительные отношения и снять напряжение с ученика. К тому же, когда я работала в школе, видела, что многие ошибки в произношении или написании слов связаны с психологическими факторами.
Порой у детей возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Они неуверенные, предпочитают молчать, если говорят, то сбивчиво и торопливо, съедая звуки.
Нарушения в устной речи вызывают проблемы в правильном написании слов. От этого круг проблем только расширяется, а неуверенность в себе продолжает расти, усугубляя существующую проблему. Недописанные буквы и недосказанные слова исправляет логопед.

Когда приходят дети с нарушениями работы головного мозга, с задержкой психического развития (с аутизмом, синдромом Дауна, диагнозом ДЦП), Ксения Сергеевна оказывает помощь больше с позиции дефектолога. В этом случае звуки нужно показывать буквами, обучать чтению на пальцах или с использованием различных предметов. Дефектолог — это смежная профессия, но в Яшкине специалистов в этой области нет. Только в Тутальской школе есть один дефектолог, но он работает локально, в пределах учреждения. Поэтому, чтобы помочь большему числу детей, запустить им речь, функции этого направления Ксения Заворина регулярно берёт на себя.
- Мне нравится видеть сияющие глаза, когда у ребёнка выходит первый звук, потом он начинает говорить, — делится Ксения Сергеевна. — Вот это самое дорогое. Ни за какие деньги не купишь то чувство, когда ученик отвечает взаимностью. Это даёт энергию. Для того, чтобы и логопед, и дитя получали положительный результат от общения, специалист должен гореть своим делом, работать с энтузиазмом. Без внутреннего огонька в профессии не останешься.

заворина5
В арсенале логопеда большое количество пособий, игр и подручных материалов. Все они помогают заинтересовать малышей и отработать правильное произношение звуков. Фото автора.

 

Макраме — разгрузка для мозга

– В любой профессии бывают и сложности. Как Вы с ними справляетесь?
– Обычно мы, логопеды, за время занятий с детьми прыгаем и ползаем, сидим под столом, иногда вытираем слюни и сопли. За 40 минут отдаём ребёнку много энергии, частичку своей души. И в итоге в конце дня чувствуем себя измотанными. Если не восполнять её, то можно быстро сгореть.
Иногда приходишь домой, только и есть силы, что полежать. Даю себе время на перезагрузку. Прислушиваюсь к своим детям, контактирую с ними, а потом становлюсь просто мамой, посвящаю время семье. А семья для меня — опора и поддержка, мои домочадцы дают мне силы развиваться и идти дальше. Люблю ещё что-то делать своими руками. Моя страсть — макраме, это рукоделие освобождает мой ум от всех задач и проблем.

 

Нужно взращивать новых специалистов

- Ксения Сергеевна, держите связь с другими логопедами посёлка?
- Иногда мы общаемся, но не тесно. Наверное, времени на обмен опытом не хватает. Нас всего в Яшкине четыре специалиста, насколько я знаю, и работы всем хватает.
Вот сейчас думаю о том, что уже пора готовить новых специалистов. Профессия востребована, людей с нарушением речи, письменной и устной, много. А мы рано или поздно уйдём на отдых, выгорание происходит, как ни крути. В коррекционном классе школы №4 с детьми работает педагог Мария Вахрушева. Она молодая, талантливая девушка и заинтересована в получении знани й логопедии, делает уверенные шаги в этом направлении. Я ей, как могу, помогаю. Знаю, что войти в профессию сложно, нужно знать много нюансов, ориентироваться, во всех возможных причинах нарушений, для этого нужна практика и нужен наставник, такой, каким для меня стала моя мама.
Ещё недавно мне предложили участвовать в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия будет определять образовательные маршруты для детей с особенностями развития, которые не могут справиться с обычной программой обучения.

Ксения Заворина — логопед-дефектолог от бога, её энергичность, глубина знаний и умение зрить в корень проблемы порой удивляет. Она целеустремлённая, любит свою работу, а ещё больше тех детей, которые к ней приходят и нуждаются в её помощи. Её победа и большая радость — успехи и горящие глаза учеников. Она спокойно, можно сказать, даже равнодушно относится к пиару. Те, кому она может помочь, узнают о ней по сарафанному радио. Её жизнь проходит в служении людям, и она чувствует, что её жизнь наполнена глубоким смыслом. Правда, не всегда хватает времени на себя, на друзей и на любимые путешествия, но это исправимо.

заворина7
Один из эффективных инструментов для работы логопеда — зеркало. Сидя перед ним, можно наблюдать движение губ и языка во время произношения слов. Фото автора.