Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — дело непростое, требует глубоких педагогических знаний, терпения и самоотдачи. В Яшкине с особенными детьми работает педагог Мария Вахрушева.
Сегодня расскажем, как развивалась в профессии молодой специалист и каково это — работать с особенными детьми.
Мария Вахрушева: «Особенные дети открыты всему новому»
Дарья РЭДВАН
Корреспондент
В сентябре этого года в Яшкине на базе школы №4 открыли первый ресурсный класс, в котором обучаются дети с ОВЗ. Преподаёт в классе молодой, но уже опытный педагог Мария Вахрушева. Данный класс был организован для того, чтобы дети, которым нужна адаптивная программа обучения, могли получать необходимые знания, не выезжая из посёлка.
Когда встал вопрос об организации спецализированного класса, важно было не только найти помещение и средства для закупки необходимой мебели и оборудования. Необходимо было подобрать специалистов, компетентных в работе с особенными детьми.
Личные связи родителей помогли найти лучшего кандидата на должность учителя коррекционного класса. Мария Вахрушева, опытная в проведении занятий для особенных детей, находилась до недавнего времени в отпуске по уходу за ребёнком. Сыну Диме в августе исполнилось два года, и выходить из декрета она не спешила. Но когда ей предложили стать педагогом в ресурсном классе, Мария согласилась. И загодя, ещё летом, начала поднимать свои рабочие материалы, искала новую информацию в интернете, проходила обучение на курсах по олигофренопедагогике.
Радуют успехи детей
Дети с ОВЗ у Марии Александровны занимались и раньше, когда она работала в частной школе и давала индивидуальные уроки дома. Но нужно было изучить систему, по которой должно строиться долгосрочное обучение не одного ребёнка, а целого класса в восемь человек.
Все наработки оказываются полезными. Уже есть весомые успехи, которые радуют и вдохновляют идти дальше.
- Мария Александровна, Вам нравится работать в ресурсном классе? Возникают трудности?
- Мне с особенными детьми заниматься легче, чем с другими. У них глаза горят, они открыты ко всему новому. Радуются любой похвале и всегда готовы работать с новой силой. И я им готова отдаться по-полной, поэтому всегда чувствую от них отдачу.
За прошедшие месяцы в их развитии чувствуется ощутимый прогресс. Я могу говорить и об успешном усвоении школьных знаний, и о работе над неуверенностью в себе и страхами.
У нас один мальчик перестал бояться высоты, когда мы начали регулярно выезжать в ДЮСШ на фитнес. Заниматься с Александрой Эшотс ему нравится, но вот чтобы добраться до фитнес-зала, приходилось преодолевать страх и идти наверх вслед за остальными детьми. Раз от разу уверенности становилось больше, сейчас страха уже нет.
- А что насчёт школьных знаний? Чему они научились за эти месяцы?
- Ребята выучили буквы и цифры, мы считаем с ними до десяти. Они справляются с мини-контрольными, где я зачитываю им задания, и они отвечают на вопросы самостоятельно.
Достигаем хорошего прогресса благодаря наличию смарт-доски. На ней учащиеся класса могут писать пальцами и отвечать у доски на те вопросы, которые им знакомы. За урок у меня их получается опросить каждого по несколько раз, и они с большим удовольствием выходят решать задачки или писать буквы. Глаза горят. Если один ошибётся у доски, другие подсказывают правильный ответ. Детям очень нравится подобное взаимодействие.
Ребята многое запоминают, стараются регулярно делать домашние задания. Конечно, бывает такое, что ребёнок не справляется, родитель помогает ему. Но я очень прошу мам и пап не вмешиваться в образовательный процесс. Я по домашним заданиям хочу определить, понял ученик тему или нет, с родительской заботой это сделать порой невозможно. Пусть лучше ребёнок придёт с пустым листочком, тут я пойму, что к теме нужно вернуться вновь.
Индивидуальный подход к каждому ученику
- Мария Александровна, кто пишет программу обучения для ресурсного класса?
- Перечень предметов и задач, которые мы должны решить за время обучения, поступает сверху, от системы образования. А я уже по каждому предмету пишу отдельно свою программу.
Наша адаптивная образовательная программа содержит несколько школьных предметов, и они отличны от тех, которые школьники проходят в обычных классах.
Вместо русского языка и литературы у нас есть предмет предмет «Речь и альтернативная коммуникация». Здесь мы занимаемся изучением родного языка, читаем сказки. Уроки математики имеют своё название. Окружающий мир разделён на три блока. Изучаем отдельно человека, его социальные отношения и окружающую среду.
Кроме того, у ребят есть домоводство. На уроках по домоводству мы учимся шить, готовить простые блюда. Ещё мы любим заниматься алмазной мозаикой.
Уроки физкультуры, которые ведёт директор школы Евгений Владимирович Лебедев, дети обожают, приходят оттуда красные, но счастливые.
В моём классе занимаются ученики четвёртого и пятого классов вместе. У них разный уровень знаний и скорость обучения, поэтому с каждым стараюсь работать индивидуально. Требования к их знаниям выдвигаются нестрогие, но каждую тему, каждую букву, цифру я стараюсь с ними отработать максимально, чтобы знания в них остались надолго и помогали во взрослой жизни.
Сейчас они пишут и читают почти одинаково независимо от возраста.
- При обучении Вы придерживаетесь каких-то определённых методик?
- Я знаю много методик, но не люблю работать чётко по какой-либо из них. Лучше буду прыгать и скакать, импровизировать по-полной, чем читать по книге и ограничивать себя и детей в эмоциях и движениях. Стадию преподавания по книге я прошла в прошлом, сейчас достаточно опыта и знаний, чтобы отклониться от чёткой методики для получения лучшего эффекта в индивидуальной работе с каждым ребёнком.
Когда я готовлюсь к урокам, много личного времени посвящаю изучению своих книг, тематической информации из интернет-источников, ищу много дополнительной информации. Мне важно построить урок настолько увлекательно и гармонично, чтобы отработать с ребятами навыки, закрепить полученные знания и вызвать радость моих учеников. Мой успех кроется не только в том, чему учатся дети, в их достижениях, но и в том, что они жаждут ходить в школу, ждут не дождутся окончания выходных или каникул.
Я постоянно перед ними на ногах, всегда что-то рассказываю, и я чувствую от них отдачу. Если вижу, что они отвлекаются, ворон считают, разными способами возвращаю внимание ко мне и к теме урока.
Я горжусь своими учениками, они пришли сюда учиться совсем недавно, но быстро усвоили правила нахождения в классе, — рассказывает Мария.
- И радуетесь их успехам?
- Конечно! Когда я вижу прогресс своих учеников, обязательно хвалю их, поощряю, а они всегда отвечают мне взаимностью. Я к ним отношусь как к своим детям, с большой любовью и чувствую взаимную любовь с их стороны. Наши душевные отношения помогают раскрываться способностям детей беспрепятственно.
Кроме того, нам очень нравятся совместные поездки на занятия в ДЮСШ, любим ходить вместе в кино, а это очень сближает. Энергии в каждом из них много, и важно её направить на созидание.
Помогает детям учиться лучше
Мария Вахрушева, как мы уже упоминали, имела опыт обучения детей с ОВЗ, когда работала в частной школе. Продолжает вести для них индивидуальные уроки и сейчас.
Такие специалисты в нашем посёлке большая редкость. Мария Александровна обладает логопедическим опытом и применяет знания по отстройке звуков и коррекции речи на занятиях со здоровыми детьми и ребятами, у кого есть отклонения в умственном развитии.
Рассказывая о своём профессиональном пути, Мария Александровна поделилась, что в педагогику она пришла осознанно. Поступила заочно в КемГУ на учителя начальных классов. Обучаясь в университете, работала кассиром в управляющих компаниях посёлка, принимала платежи от населения. Работа нравилась, но девушка понимала, что работа с цифрами и деньгами временная – её тянуло к детям.
Во время обучения на старших курсах её пригласили работать менеджером в частную школу. Девушка с пытливым умом, большой любовью к детям и преподаванию скоро стала сама обучать детей чистописанию и скорочтению, подготавливать дошкольников к первому классу.
Съездила для получения новых знаний и навыков в Челябинск. Два месяца полного погружения в процесс обучения, и специалист вышла на новый уровень работы.
– В частной школе я проработала около трёх лет и очень любила своё дело. Там могла заниматься с ребятишками и по одному, и группами. Мы давали школьникам более глубокие знания, особенно это было актуально, когда дети опережали по развитию школьную программу. Одновременно с этой работой я вела частную практику.
И когда я ушла в декрет, школа закрылась. Директор не смогла найти педагога на замену, да и количество учеников сократилось, немногие были готовы платить высокую цену за уроки.
Как тогда, так и сейчас Мария Вахрушева работает репетитором. Нагрузка на ней большая, очень многим детям в посёлке нужна помощь в обучении чистописанию и скорочтению, в подготовке к школе. У некоторых учеников начальных классов часто возникают проблемы в освоении школьной программы. О талантливом учителе информация среди родителей распространяется быстро, поэтому желающих получить её частные уроки становится, только больше. И до сих пор никому из тех, кто нуждается, она не может отказать в помощи.
Поддержку в работе и профессиональном развитии молодой педагог получает от Ксении Завориной, яшкинского логопеда-дефектолога. Специалисты сотрудничают и регулярно обмениваются опытом. Мария планирует выучиться на логопеда, и тогда она сможет полноценно помогать детям в коррекции речи. Сейчас звукопроизношение и работу с правильным написанием букв она встраивает в обычный урок.
Близкие — первые помощники
Сыну Марии Александровны два года, и он по сравнению с другими детьми того же возраста разговаривает складно, звукопроизношение отличное. Но секрет не в том, что мама с ним занимается…
- Мне не хватает времени, чтобы заниматься с Димой отдельно, но он с трёх месяцев слышал, как я ставлю звуки другим ребятам. Видел, как я обучала, играла с учениками, он к нам присоединялся. И правильное и чёткое произношение слов было у него на слуху. Научился говорить, наблюдая за мной.
А ещё, если я вижу, что сын чем-то увлечён, покупаю ему игры для развития. Он обожает головоломки, и приобретаю и их тоже.
Огромную поддержку в работе Марии Вахрушевой оказывают близкие. Муж и родители — первые помощники в профессиональном пути. Родители берут к себе внука, освобождая дочери время для работы и обучения. Муж Александр до того, как ушёл служить на СВО, планировал развитие для практики репетиторства жены, говорил об открытии отдельного частного кабинета.
Он уехал служить больше года назад, за несколько дней до запланированной семейной поездки на море. Жена и сын по нему очень скучают и ждут возвращения.
К празднику
- Мария Александровна, приближается День матери. Пожелайте что-нибудь нашим читательницам накануне праздника.
- Мама — это профессия, и она нелёгкая. С ней нужно научиться справляться и эмоционально, и физически. И мамой может быть не каждая женщина. Кому-то ребёнка Бог не даёт, а кому-то дети вообще не нужны. Ежедневно мы учимся быть мамой. Рождается ребёнок, и мы учимся с ним жить заново, познаём много нового вместе с ним.
В День матери хочется пожелать всем мамам счастья, здоровья и мирного неба над головой!