Ловец мгновений

«Если глаза не горят, то какой в этом смысл?»

Жители округа знают Андрея Васильченко как великолепного актёра «Колмогоровских комедиантов», безукоризненно и ярко исполняющего в пьесах главные роли. Но другая сфера его творческой жизни известна не только в наших краях, но и в нашем регионе, да и уже по всей стране. Андрей — первоклассный востребованный фотограф, его работа высоко ценится и оплачивается по достоинству. Кто же он: актёр или фотограф?

Image
Дарья Рэдван

Корреспондент

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Телефон редакции: +7 (996) 334-48-28

12 июля отмечается Международный день фотографа. Наш герой — профи в производственных, событийных, портретных съёмках. Ему покорились высота (он делает невообразимые, потрясающие снимки с дрона) и время (Андрей — специалист по видеосъёмкам таймлапс).

Андрей сильно увлечён фотографией и в этой сфере уже около 20 лет. Не представляет себя без камеры. Дома, в путешествии, где бы он ни был, аппаратура под рукой.

Близкие гордятся талантом Андрея, восхищаются его фотоработами и неустанно поддерживают на профессиональном пути.

Талантливый юноша, увлечённый творчеством с детства, случайно познакомился с возможностями цифровой фотографии, и с тех пор это искусство поглотило его с головой, и вся профессиональная жизнь вращается вокруг этой деятельности. Сейчас крупные компании приглашают его работать в других регионах, и его портфолио пополняется высококачественными снимками предприятий, пейзажей, людей.

А игра на сцене — это творческое самовыражение для души, для радости. Но без этого он своей жизни тоже не представляет.

- Андрей, как Вы занялись фотографией?

- Насколько я помню, когда я был ребёнком, мой отец немного увлекался фотографированием. Помню и красную комнату, но меня тогда эта деятельность не привлекала. Никак.

И вот, когда у меня родился брат, отец купил нам цифровой фотоаппарат, и в этот же день я сделал больше 400 (!) фотографий, и меня сильно изумило то, что снимки можно было сразу посмотреть. Да, меня вдохновила цифровая фотография.

Как я начинал? Я снимал всё подряд, абсолютно всё. Это было как раз в тот год, когда я закончил училище культуры по первой специальности хормейстер. И мне нужно было поступать в университет, я планировал продолжить обучение.

Поступал на такое же отделение в хоровое отделение института культуры Кемерова. И вдруг узнал, что там же можно обучиться фото- и видеосъёмке.

Подал документы на оба отделения, прошёл и туда, и туда, но выбрал в итоге фотографию. При этом учитывал многие нюансы, но самое главное, я не хотел заниматься хоровым искусством.

На вокальную специальность изначально пошёл больше от безвыходности, когда окончил школу. Но нужно отметить, что хоровое направление тоже мне дало много.

К тому же, как мужчине мне интересна была более техническая профессия, и чтобы она была в то же время творческой.

Высшее образование я в итоге не получил. Армия, потом работа, нужно было обеспечивать семью, закончить институт не получилось. Но благодаря занятиям я узнал об истории фотографии, видеосъёмки, телевидения, получил знания, как устроены эти системы.

Фотография с каждым новым успехом привлекало меня всё с большей силой. Понятное дело, в этой деятельности много каких-то мужских штучек, фотоаппаратов, объективов, постоянная работа на ноутбуках, компьютерах. И меня эта работа с техникой невероятно притягивала.

Со временем начал знакомиться абсолютно со всеми, у кого видел фотоаппарат. Это были как и обычные любители, так и профессиональные фотографы. Тогда я очень хорошо расширил свой круг общения, и это в какой-то степени помогло мне при устройстве на работу.

Уже на тот момент, когда учился в университете культуры, я устроился на работу в редакцию, стал фотографировать для корпоративного издания. Тогда, видимо, не было больших требований к этой специальности в этой организации, и меня взяли. Там, конечно, многому научился.

Мне нравилось снимать для этого издания, ездил по предприятиям Кемеровской области. Количество таких производств и организаций в моём профессиональном списке с каждой поездкой росло.

Я снимал как для агропромышленного комплекса, так и угледобывающей или машиностроительной промышленности. Мне это очень нравилось. Фотографировал людей, которые отказывались позировать и быть в кадре, и я развил навык коммуникабельности, научился посредством камеры подбирать ключ к человеку, фотографировать его, даже несмотря на то, что он этого не хочет.

Коммуникабельность — это вещь, которой не учат в школе, а надо бы. Я считаю, что вот именно этот навык больше всего помогает в моей профессии. И если переводить это качество в эквивалент материальный, то я даже не знаю, сколько коммуникабельность мне помогла сэкономить денежных средств, а где-то еще и заработать.

- Вы эту коммуникабельность взрастили в себе сами или переняли от родителей?

- Наверное, сам, потому что количество моих знакомых по всему региону многократно преувеличивает количество знакомых у моих родителей, потому что мои папа и мама, как и многие родители того поколения, не путешествуют, никуда не ездят. Я не понимаю, почему они этого не делают, хотя у них есть на это все возможности.

Поняв важность умения общаться и выстраивать отношения с людьми, я этому учу нашу дочь Варю. Наставляю её, прошу, чтобы она ездила в детские лагеря знакомилась, общалась, хочу, чтобы у нее друзья были по всей России.

Я бы посоветовал развивать коммуникабельность и выстраивать отношения с коллегами всем начинающим фотографам. Тяжело быть одиночкой, если хочешь работать в этой сфере. Нужно быть на слуху, чтобы все друг друга знали и помогали.

Фотограф чаще всего снимает не только для редакции, он занимается и дополнительными съемками, например, на праздниках: на свадьбах, корпоративах. Ещё какую-нибудь работу берёт. В последнее время услуги фотографа стали ещё более востребованы, все хотят красивых фотографий.

Я тоже этим занимался, и иногда основная работа по времени совпадала с подработкой, и мне приходилось договариваться, чтобы меня подменяли. Навык коммуникации в таких случаях меня тоже очень выручал.

Я помогал одному человеку, а он помогал мне. Постепенно я оброс контактами, знакомствами с руководителями и учредителями. Это принесло хорошие плоды, и по сей день я их пожинаю.

Фотография мне в жизни даёт очень многое. Во-первых, это возможность путешествовать, снимать, отвлекаться.

Но по большей части, конечно, это искусство, и я воспринимаю своё дело именно как творчество, а не как какую-то профессию.

Потому что, когда глаза горят, тогда любая работа получается, делается легче. А если и глаза не горят, то какой смысл вообще этим заниматься?

И поскольку я работаю фотографом в маленьком провинциальном городе, мне нужно было стать универсальным фотографом. То есть я должен был, по сути, уметь снимать всё.

Не могу сказать, что в каждом жанре съёмки смог достичь высокого уровня, но освоил все направления. Например, спорт, или «событийку», репортажную, постановочную или предметную съёмку, детскую, школьную фотографию — абсолютно всё.

Таким образом, я набрался опыта в чём-то в большей степени, в чём-то в меньшей, но я понял, что преуспеваю в этой сфере. И достиг своего уровня экспертности.

На данный момент я езжу по разным регионам России и снимаю для разных компаний. Был на Камчатке, на Кавказе, на Байкале, работал на Алтае. Поскольку сейчас жизнь ускорилась, и есть возможность договариваться с людьми на расстоянии, то неважно, откуда ты, главное, чтобы ты выполнял свою работу хорошо. У меня это, слава Богу, получается.

И теперь у меня нет ограничений, если позовут за границу работать, то поеду и туда. Но опять же, с условием, что вернусь домой и буду здесь продолжать жить и творить.

Авторские туры по красивым местам

- Путешествие — это увлекательно, но надо всегда возвращаться домой.

- Да, главное в путешествии то, чтобы было желание вернуться туда, откуда ты приехал. Иначе будет тяжело, если у тебя нет места, куда хочется вернуться, восстановиться в перерывах между путешествиями.

Возможно, какой-то читатель не поймёт, как это так можно устать от путешествий... Однако, да, от путешествий можно утомиться.

Иногда хочется просто быть дома с родными, с близкими и заниматься какими-то домашними делами, потому что они копятся, и они на самом деле нужны, они тоже тебя как-то собирают и вдохновляют на дальнейшие подвиги.

Возвращаться домой обязательно надо. Беспрестанно быть в путешествии просто невозможно.

И кстати, кроме поездок по работе, один-два раза в год мы куда-то едем всей семьёй. К морю и, например, на Алтай. Но в основном я езжу один по десять-двенадцать раз в год.

В этих путешествиях фотографирую либо выступаю организатором. А бывает, и то, и другое. Так или иначе, камера у меня всегда с собой.

- Вы организуете туры?

- Да, собираю группы, выстраиваю маршрут, чаще всего именно в то место, где я уже был, где у меня налажена логистика, там есть друзья и знакомые, с которыми я могу так или иначе организовать путешествия для туристов. Это могут быть владельцы гостиниц, отелей.

Свои идеи, маршрут, логистику — всё это я упаковываю в некий продукт, продаю под наименованием авторского тура. И в этой поездке я точно так же стараюсь людей пофотографировать, чтобы туристы привезли бы с собой из путешествия фотографии или видео.

- Андрей, давно Вы освоили это направление?

- Первый тур я провёл в 2015 году, это было фотопутешествие, взял с собой фотографов и поехал.

Потом я понял, что собирать узконаправленный тур тяжело, и начал возить простых туристов. Потом вышел на более широкую аудиторию, стал знакомиться с ребятами, у которых большие блоги, большие аккаунты в соцсетях, и вместе с блогерами мы начали делать туры более масштабными.

Нечасто, но всё же один-два раза в год я такие туры организовываю и сейчас. Вся сложность в том, что у меня запросы достаточно большие, поэтому здесь грядут перемены.

Теперь не хочу делать тур по 30 тысяч рублей, скажем, чтобы набирать группы по 15-20 человек и зарабатывать на количестве туристов. Мне хочется подготовить комфортный VIP-тур для трёх-четырёх человек, но только чтобы стоил он 120-150 тысяч рублей. И соответственно, география моих клиентов в этом случае сужается до уровня жителей двух столиц, потому что мало кто из наших согласится на такое путешествие.

Хочу отметить, что такая стоимость не от того, что я так захотел, а потому что программа предполагается более насыщенная, более приближённая к высокому уровню комфортности. Мне важно, чтобы поездка запомнилась, и чтобы лояльность моих гостей была высокой, они ко мне вернулись и, возможно, ещё привезли с собой друга или знакомого. Ну, кстати, так чаще всего и выходит.

Видео интересней фотографий

- Вы не стоите на месте и постоянно развиваетесь.

- Верно, сейчас я развиваю видеографию. В последнее время интернет стал очень быстрым, видеоконтент заходит гораздо активнее, чем фотоконтент. Соответственно, потребность в качественном видео увеличилась, и я точно также на месте не сижу, изучаю эту тему, снимаю и делаю ролики для компаний, которые нуждаются в моих услугах.

Тем самым я уже расширил спектр своих услуг, чтобы зарабатывать еще больше.

Но сколько бы я ни зарабатывал, лишних денег нет. Но хватает на всё самое необходимое. И работа появляется именно тогда, когда нужны деньги. В этом мне везёт.

- А есть еще какие-то направления, в которых Вы хотели бы развиваться? И я так понимаю, что если Вы учитесь новому, то постоянно изучаете курсы, знакомитесь с разными людьми.

- Курсы не прохожу, потому что они, на мой взгляд, сводятся к какому-то инфоцыганству, ничего нового не дают, и всё же проще в теме разбираться самому либо с кем-то, учиться на своих ошибках. Так же, как у меня и было до этого, я взял в руки аппарат и начал снимать.

Ещё осваиваю работу с искусственным интеллектом. Мне очень интересно применение современных возможностей в моей профессии, генерирование картинок на специальных сайтах. И как я думаю, искусственный интеллект, скорее всего, нас, фотографов, не заменит, нас может заменить тот, кто использует технологии.

Дизайнеры, фотографы, музыканты, писатели, художники говорили о том, что искусственный интеллект доберётся до их ниши в последнюю очередь. Творчество всегда ценилось и всегда является уникальным. А в итоге получилось всё совсем наоборот. Но я сомневаюсь, что на уровне нашего города, района или региона это как-то сильно в ближайшее время нас затронет. Но, тем не менее, чтобы быть начеку и знать все последние тенденции, нужно постоянно быть в теме и «знать врага в лицо».

А вот в вопросах видеографии я не могу сказать, что я эксперт, постоянно учусь у своих коллег, что-то спрашиваю, чем-то новым интересуюсь. Несмотря на мой опыт в фото, спрашиваю самые банальные вещи.

Это очень важно, не стесняться спрашивать, изучать, казаться неопытным, — делится Андрей. — Никто не подумает про тебя, что ты дурак или еще что-то. Нужно набраться смелости и задавать любые интересующие тебя вопросы. Всегда найдутся люди, которые откликнутся и тебе помогут. По крайней мере, я всегда помогаю людям, которые меня о чём-то спрашивают.

- А в каких направлениях вы сейчас можете выступить как эксперт и давать советы?

- Во всем, что связано с фотографией. Я достиг высокого уровня в съёмках с дрона, освоил технику полётов на этих аппаратах. Как-то говорить «я-я-я» мне неудобно, стесняюсь, что ли.

Но могу сказать, что люди насчёт дронов обращаются ко мне и спрашивают: «А как вот это ты снял? А как вот это ты сделал? Как здесь ты пролетел? Почему дрон у тебя не врезался или не упал? Как ты налетел с этого места, как ты дрон посадил в это место и сделал фото?». Если брать видеографию, то в съёмках таймлапс я достиг уже экспертного уровня. Таймлапс — это создание видео событий в ускоренном режиме. И у меня на ютубе много роликов по этой теме.

- В той же технике Вы создали сюжет о строительстве нового моста, верно?

- Да-да. Для этого я 60 часов сидел в машине и отснятый материал уместил в одну минуту. Ещё я могу выступить экспертом в организации путешествий, в выстраивании логистики в некоторых регионах страны и ближнего зарубежья. Могу рассказать, как подготовить тур на Кавказ, Байкал, Алтай, Корский Остров, в Крым, в Абхазию, в Узбекистан.

Когда приезжаю в новый регион, я обязательно знакомлюсь с людьми. Самый верный показатель того, что у тебя на новом месте всё получится — это контакты в твоём телефоне.

Красоты нашей страны

- Планируете расширять горизонты и осваивать туризм в других регионах и странах?

- Да. В этом году у меня будет развед-тур в Марокко. Возможно, буду и туда потом возить туристов. Хотя, не думаю, что это будет часто и регулярно. Всё пока под вопросом. По большей части сейчас мы едем только, чтобы провести разведку местности.

По правде сказать, интереснее мне наша необъятная страна. Даже если взять десять лет моих путешествий, объездил у нас далеко не всё. И зарубежным странам я предпочту плато Путорана, остров Сахалин, Курильские острова и Камчатку.

Здесь у меня есть фора, всё понятно, здесь контакты, мне в своей стране развиваться будет гораздо легче. И места у нас в России сказочные.

Сейчас это изведанные и общедоступные места, но когда-то мне надо будет попасть на Шпицберген либо на мыс Дежнёва, либо пройти по североморскому пути, пересечь Берингов пролив и до Америки дойти пешком. Но пока я ещё до этого уровня не дорос. Всё впереди, если не буду останавливаться. Одна мечта сбылась, следующая осуществляется. Жизнь проходит, и я осознаю, что она невероятно насыщенная. Жаловаться мне на неё точно не стоит.

Я давно хотел так, чтобы мы с семьёй могли поехать на море на несколько дней, и меня никто не беспокоил телефонными звонками. На отдыхе я должен принадлежать сам себе и близким.

Сейчас я могу позволить себе найти время на подобное путешествие, где я отключаю телефон и ничего важного при этом не пропускаю. Ни в материальном, ни в духовном плане. Только приобретаю.

Я всю жизнь мечтал работать расслабленно, три-четыре раза в месяц выходить на работу и потом всё остальное время посвящать себе и дому. Так и получается.

Андрей регулярно обновляет аппаратуру, так как это расширяет его возможности и увеличивает заработок. Он считает, что у фотографа с более совершенной камерой меняется подход к делу.

- Техника нужна, но она не вечна. Камеры для фотографов как расходный материал, благо, их не нужно заправлять, обслуживать на станции техобслуживания, как мы это делаем с автомобилем, — считает фотограф. — А грамотное бережное использование продлит срок службы аппарата, и при этом неважно, какой он у тебя.

А ещё приобретение техники — это некое поощрение себя как специалиста. Ты заслужил, ты заработал, порадуй себя. Наслаждайся, продолжай творить. Но не забывай: ты при этом должен понимать, как работает тот или иной инструмент, что бы то ни было, свет, штатив, стабилизатор, объектив или синхронизатор какой-нибудь.

И ещё мне нужно, чтобы всегда была исправна машина. Я на ней много путешествую, езжу по регионам. И на днях отправлюсь на Дальний Восток, а оттуда перелёт на Камчатку, важно, чтобы автомобиль к такой долгой дороге был готов.

Для развития нужно время

- Вы постоянно развиваетесь?

- Конечно. Если бы изначально я не думал только о материальной составляющей и не брался за всё подряд, возможно, я бы развивался быстрее. Однако, топтался на месте, занимаясь одной и той же работой, потому что нужно было зарабатывать. У меня была такая история со свадебной фотографией. Снимал много свадеб, постоянно покупал новое оборудование, обеспечивал хороший доход для семьи. Но, как подумал, что я буду работать на свадьбах всю свою жизнь... Оставил сферу свадебной фотографии и больше не возвращался.

Сейчас я понял, как совмещать обучение и заработок. Я просто увеличил стоимость своей работы, сократив её объём, что дало мне больше времени для обучения и путешествий. В итоге это приносит мне ещё больший доход и, безусловно, опыт. Главный наш ресурс — время.

- Такие перемены требуют больших усилий?

- Представьте, каково это — нигде не быть устроенным, иметь обязанности перед семьёй и внезапно удвоить стоимость своих услуг. И ты не уверен, сработает это или нет. Ты «перебарываешь» себя, когда тебе звонят и говорят: «Вот, нужно приехать, полчаса работы, и у тебя три тысячи рублей». Ты отвечаешь: «Нет, извините, у меня это стоит десять». И ты абстрагируешься от того, что в этот момент подумает человек. Как это? Как за час работы 10 тысяч рублей? Да не за час. За 19 лет плюс час работы. Вот и всё.

На чём основывается конкуренция среди фотографов? Успех зависит не от размера фотоаппарата, а от умения специалиста контактировать с людьми, с моделями. От его способности сделать тот самый кадр, который нужен заказчику, или такой, который заказчик ещё не знает, как сделать. У него есть только какой-то образ, и ты этот образ должен воплотить. Вот за это фотографу платят. И он может получать, сколько сам захочет.

В наше время всё реально, у нас такие огромные возможности. Самолёты летят из Новосибирска в любую точку страны. За пять часов ты можешь прилететь куда угодно и найти работу посредством дистанционного общения. Главное — не стесняться написать. Как я пишу? «Привет, меня зовут Андрей, я фотограф. Смотри, что у меня есть, может быть, я тебе пригожусь. Не хочешь посотрудничать? Давай поработаем вместе, давай попробуем». Пусть сначала это будет бесплатно, но потом это даст тебе огромный опыт и увеличит твоё портфолио.

Когда творческий человек встаёт на ноги, ему нужно не бояться в какой-то момент поработать бесплатно, чтобы наработать репутацию и получить уникальные кадры. Я по сей день иногда езжу в поездки бесплатно. Мне не платят, и я сам покупаю билет. Только там уже меня возят и кормят бесплатно, денег за работу я не получаю, хоть и выкладываюсь по полной.

Но зачем я это делаю? Потому что, например, в этом месте я никогда не был. И, возможно, никогда не побываю, потому что путешествие туда по какой-то причине очень дорого. Но я готов поехать за своё умение, помочь кому-то и не заработать на этом ни копейки. Но зато я обогащусь эмоционально и профессионально. Увижу то, что мало кто видел. И если за поездку нужно платить 500 тысяч рублей, а я еду туда бесплатно и ничего не получаю, то, конечно, я выбираю второй вариант.

- Ваши фотографии высоко ценятся у заказчиков и за них охотно платят.

- Да, но проблема в том, что платят за то, что снял я и решил сделать своим взглядом. Заказчик закрывает свои потребности моими руками. Иногда, конечно, бывает наоборот, и тогда это полное творчество. Я позволяю себе снимать всё так, как захочу.

Чаще платят за то, что хотят сделать моими руками. А когда будет наоборот, это станет новым уровнем того, чего я достиг в своей профессии, и ко мне будут обращаться как к эксперту.

Люди обращаются к величайшим дизайнерам, те рисуют логотипы на салфетках за две минуты и получают за это колоссальные деньги. Другие удивляются, как это можно было заработать баснословные деньги за логотип на салфетке. А эта работа проделана не просто за две минуты, а за 30 лет опыта плюс две минуты. Вот за что платят творческому человеку. То же самое у меня когда-нибудь будет.

Хочу сказать ещё вот что. Работая в сфере фотографии, нужно учиться откладывать, прогнозировать, планировать. У фотографов нет постоянной зарплаты. Если я работаю не в компании, а на себя, то доход по большей части сезонный. В сезон получаю одну сумму, не в сезон — другую. А расходы чаще всего одинаковые месяц от месяца, и нужно что-то придумывать, чтобы жизнь была стабильной.

Поэтому я не только фотографирую, но и организую путешествия. Хотя в последнее время хочу всё меньше организовывать, а больше ехать куда-то с человеком, который всё организовал, а я бы для него фотографировал. В общем, хочу двигаться в этом направлении.

«Мы не конкуренты, а друзья»

- Андрей, Вы планируете и дальше развиваться в своей профессии?

- Если всё будет хорошо, то я буду заниматься фотографией и дальше. Я люблю это дело и уже 20 лет в профессии. Эта деятельность до сих пор сильно меня вдохновляет. У меня есть энергия и желание продолжать и показывать свои работы аудитории. По отзывам и комментариям людей я чувствую, что мой контент нравится, и меня такая реакция тоже сильно заряжает.

Я веду свой канал в Телеграме «Привет, родной», сотрудничаю с каналом «Наша Сибирь», и именно там любители моего творчества могут найти мои фотографии и небольшие истории путешествий. Ребята из «Нашей Сибири» — не просто партнёры, они мои друзья, и работа на канале приносит мне удовольствие.

- Родители Вас поддержали, когда Вы только решили стать фотографом?

- Конечно! Роль родителей в этом плане велика. Если родители поддержат своего ребёнка в любых начинаниях, неважно, будет ли он этим заниматься дальше или нет, эта поддержка поможет ему в дальнейшем становлении. Если молодой человек возьмётся за что-то, он будет подходить к делу с душой. Если ребёнок просит об обратной связи, критикуйте его конструктивно, чтобы не отбить желание продолжать. Тезисно и объективно, чтобы было понятно. Поддержка важна в любом вопросе и в любой форме.

- Что бы вы хотели пожелать начинающим фотографам, ребятам, которые только встали на этот путь, но сомневаются, что у них получится?

- Главная проблема начинающих фотографов в том, что они хотят сразу начать зарабатывать, забывая сохранить огонь, который горит в них. Когда я вижу начинающих фотографов, которые снимают всё подряд, думаю: «Боже, как тебе хорошо! Тебе неважно, что снимать, ты получаешь удовольствие от процесса».

Что делать таким ребятам? Я бы посоветовал объединяться с другими фотографами, знакомиться, писать, предлагать свои услуги бесплатно, иметь запасной вариант заработка, пока фотография на нулевом уровне с точки зрения материальной ценности.

Постепенно с навыками и опытом ценность работы начнёт расти, и тогда фотография сможет приносить деньги. Всё реально, только не торопитесь.

- Есть те люди, которых Вы хотели бы поблагодарить за наставничество?

- Список очень большой, я не хочу сейчас упоминать всех, дабы кого-то обидеть, но скажу: всё окружение, которое есть у меня, так или иначе мне помогает. Кто-то больше, кто-то меньше, но все поддерживают, и я стараюсь всем помогать. Потому что очень важно в творческой профессии быть друг другу нужными. Я не хочу, чтобы мы были конкурентными, мы — друзья и партнёры.