Региональный турнир по настольной игре «Экология» прошёл 13 ноября в Яшкине благодаря сотрудничеству Движения первых, Молодёжного центра и Центральной библиотеки. Всего в квесте участвовало пять команд, каждой из которых предстояло решить тест «По следам зеленых», сходить в «Эко-маркет», решить энергетические вопросы на станции «Вечный двигатель», построить свой «Экогород», отсортировать бытовой мусор на этапе «Попробуй раздели», выяснить, из чего сделаны вещи в «Мастерской переработки», рассказать всем о том «Как ты заботишься об экологии». По итогам квеста были определены победители: первое место заняли «Эко-Спасатели» (школа №1), второе — «Фотосинтез» (Поломошинская школа), на третьем «Бучелатти» (школа №4). Также участвовали команды «Бестии» (Пачинская школа) и «Острые козырьки» (школа №5). Победители были награждены кубками и наборами для выращивания микрозелени, что поможет им продолжить заботиться о природе даже после квеста. Ребята из всех команд получили сертификаты, которые подтверждают их активное участие в квесте и стремление к экологическому развитию.
Исправить дефекты речи, ясно и чётко произносить слова, скорректировать речь и поставить звуки помогают логопеды. 14 ноября отмечается их профессиональный праздник. Ксения Заворина, яшкинский логопед, дефектолог и психолог, рассказала нашей газете о своём профессиональном пути и особенностях работы.
Дарья РЭДВАН Корреспондент
С трудностями устной и письменной речи сталкиваются и дети, и взрослые. Дети — из-за особенностей развития недавно сформировавшегося речевого аппарата. Взрослые — после перенесённых болезней, полученных физических или психологических травм. Человеку, который не может полноценно выразить свой мысль через слова, тяжело даются коммуникации с окружающими. В этих случаях на помощь приходят педагоги-логопеды — специалисты, корректирующие и предупреждающие дефекты речи. Человек, выбравший эту профессию, должен обладать навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания. Работа не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи — специалисты корректируют письмо, дыхание и глотание, что особенно важно и актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности и функции.
В логопедию вслед за мамой
Ксения Заворина пришла в профессию логопеда по следам своей мамы Надежды Ильиной. Надежда Алексеевна — специалист с большим стажем и опытом работы, она по первым словам в разговоре с человеком определяет, в каком направлении искать причину нарушений речи, и что с этим делать. Надежда Ильина пришла в профессию не сразу, сначала работала педагогом. Но с появлением в посёлке большего количества детей с дефектами речи ей предложили освоить новую смежную специальность. Знания логопедии её увлекли и помогли развить устную и письменную речь её четверых детей. В частности, дочь Ксения, благодаря логопедической практики мамы, смогла уже в детские годы отточить своё умение красиво и грамотно выражать свою мысль, и это помогло ей добиться хороших успехов в учёбе. Когда настало время выбора профессии, Ксения думала стать педиатром или психологом. Мама подсказала попробовать пойти в логопедию. Дочь согласилась, поступила в Томский педагогический университет, получила профессию логопеда-дефектолога и вот уже больше 16 лет работает в этой сфере, ни капли не жалея, о выбранном пути. Напротив, на протяжении всех этих лет практики она не перестаёт мысленно и вслух благодарить маму. За наставления, помощь и поддержку. Ксения Сергеевна около десяти лет занималась коррекцией речи детей в школах и детских садах. Одновременно с работой в бюджетных организациях, она занималась и частной практикой. Сейчас занимается с людьми только в частном порядке, помогает корректировать дефекты речи взрослым и детям. - Моя трудовая деятельность началась с работы в школе №1, там я сделала первые шаги, научилась ориентироваться в проблемах говорения, понимать причину расстройств речи и находить способы их коррекции в разных случаях, — делится Ксения. — Тот кабинет, в который я впервые пришла работать, подготовила моя мама, она была там логопедом до моего прихода. Мама на протяжении моего профессионального пути всего за была для меня опорой. Она ввела меня в эту сферу, постоянно подсказывала, направляла, выручала, когда я уходила в декретные отпуска с тремя детьми. В эти периоды она практиковала вместо меня, а когда я возвращалась на работу, нянчилась с внуками. Первые годы заниматься логопедией было легко, с графиком в четыре рабочих часа в день удавалось успеть многое сделать по дому и посвящать время мужу, семье. Муж Артём, поддерживая супругу на её профессиональном пути, давая ей возможность развиваться, материальное обеспечение семьи взял на себя, работал на двух работах. За первым ребёнком родился второй. Перед супругами встала необходимость увеличить общий семейный доход, Ксения Сергеевна начала частную практику. О ней как о специалисте уже в посёлке хорошо знали и обращались к ней за помощью.
Вместе с ученицей специалист отрабатывает произношение звуков. Фото из личного архива Ксении Завориной.
«Дошколята — моя стихия»
Деятельность логопеда Ксении Завориной всегда очень нравилась, но специфика её работы больше направлена на взаимодействие с детьми дошкольного возраста. - Чем раньше мы возьмёмся за коррекцию речи и постановку звуков, тем лучше и быстрее мы достигнем результата, — говорит Ксения Сергеевна. — Поэтому я так хотела работать в детских садах. Важно не упустить деток, не потерять возможность выстроить им красивую речь. Дошколята — моя стихия. Одно время я занималась с воспитанниками детского сада №6. Приходила туда со своими рабочими материалами , приспособлениями, общалась с детками в спальне и была счастлива, что могу быть полезной для большого числа ребят. Потом меня пригласили в детский сад №3. И те девять месяцев, которые я там провела до закрытия учреждения на ремонт, подарили мне много радости и продвинули меня в профессиональном развитии. С ностальгией вспоминаю то время. После закрытия детсада логопед устроилась в школу №4, работала там до недавних пор. И хоть сейчас она официально там не устроена, активно помогает коллективу в рамках своей компетенции. Частная практика занимает всё рабочее время Ксении Завориной. Здесь вся деятельность, распорядок дня, формы работы зависят от неё самой. Несколько лет назад она сотрудничала со своей коллегой Ольгой Аблизатовой, специалисты открыли и развивали частный логопедический кабинет. На сегодняшний день Ксения Сергеевна практикует самостоятельно, о её профессионализме знают по нашему округу. Множество пособий, игрушек, логопедических приспособлений, купленных и сделанных вручную, помогают ей сделать её работу разнообразной, занимательной и более эффективной. Несмотря на большой опыт работы и глубокие знания, Ксения Сергеевна не перестаёт совершенствоваться в любимой профессии. Регулярно проходит логопедические курсы онлайн, выезжает на семинары, изучает досконально те проблемы говорения, с которыми ей приходится сталкиваться в ежедневной практике. Считает, что ей всегда есть чему учиться, вокруг столько непознанного и неизученного.
Ученик пробует сдуть губки со стола. Работа с дыханием — важный этап при постановке звуков. Фото автора.
Главное — найти контакт с ребёнком
В общении с каждым своим учеником Ксения Сергеевна и наставник, и друг, и помощник. Обаятельная и коммуникабельная, она находит общий язык со всеми, кто бы к ней ни обращался. – К каждому ребёнку я ищу свои ключики. И он не откроется для общения, пока я не выстрою с ним контакт, доверительные отношения. Нужно найти подход и к самому ребёнку, и к его родителям, быть с ними на связи, суметь ответить на любые вопросы, только тогда проявится результат. Вместе с учениками я буквально прыгаю и ползаю на коленках, играю как клоун, постоянно импровизирую. Для того, чтобы дети запоминали правильное произношение звуков, отрабатывали их с удовольствием, очень важно, чтобы они играли, чтобы работала их крупная и мелкая моторика. Урок за уроком, и результат тогда не заставит ждать долго. По своему опыту я поняла, какой формат занятий лучше. Можно просто сесть за стол и перед зеркалом произносить с ребёнком звуки , но это не даст результата. Надо двигаться, с ребёнком надо что-то делать. Он работает с различными предметами, стоит на балансировочной доске, тут же мне проговаривает звуки. Где-то мы прыгаем, где-то скачем, проходим какие-нибудь испытания, одновременно с этим прорабатываем произношение. Ребёнок думает, что он просто играет, а в это время у него закрепляются звуки, они как бы обживаются в речи. В этом всём кроется большой смысл.
«Мне нравится видеть сияющие глаза, когда у ребёнка выходит первый звук, потом он начинает говорить. Вот это самое дорогое. Ни за какие деньги не купишь то чувство, когда ученик отвечает взаимностью». Фото автора.
Логопед, дефектолог и психолог — в одном лице
Ксения Сергеевна не только педагог, логопед и дефектолог. Здесь она во многих случаях выступает в качестве психолога. Может определить, на каком уровне кроется причина нарушения речи. Имеет ли здесь место значение психологический фактор или дело в неправильной работе артикуляционного аппарата, ввиду физиологических факторов, например. - Недавно я выучилась на нейропсихолога, потому что знаю, что у детей возникает очень много проблем, — делится логопед. — С каждым годом всё чаще обращаются детки с ограниченными возможностями здоровья. Во всех вопросах, связанных с физиологическими проблемами, мы работаем в тандеме с Марией Галле — специалистом логопедического массажа с большим опытом работы. Она отлично ориентируется в проблемах работы моторики и тонуса мышц ротового аппарата, глотательных функциях и способности произносить звуки. Она осматривает детей и направляет их к специалистам согласно выявленным проблемам. Мария также работает с артикуляционным аппаратом через массаж. С физиологической стороны помогает ребёнку начать говорить чище и правильнее. А потом её пациенты идут на занятия ко мне, и мы развиваем артикуляцию благодаря разнообразным упражнениям ставим звуки, учимся формировать красивую речь. При необходимости мы с Марией курсы массажа и логопедических занятий повторяем. Работа в команде позволяет добиться результатов быстро и без откатов к исходному состоянию. - Ксения, Вы сказали, что логопед обладает знаниями психологии. Чем ещё это помогает в работе? - Быть психологом нужно, чтобы выстроить доверительные отношения и снять напряжение с ученика. К тому же, когда я работала в школе, видела, что многие ошибки в произношении или написании слов связаны с психологическими факторами. Порой у детей возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Они неуверенные, предпочитают молчать, если говорят, то сбивчиво и торопливо, съедая звуки. Нарушения в устной речи вызывают проблемы в правильном написании слов. От этого круг проблем только расширяется, а неуверенность в себе продолжает расти, усугубляя существующую проблему. Недописанные буквы и недосказанные слова исправляет логопед. Когда приходят дети с нарушениями работы головного мозга, с задержкой психического развития (с аутизмом, синдромом Дауна, диагнозом ДЦП), Ксения Сергеевна оказывает помощь больше с позиции дефектолога. В этом случае звуки нужно показывать буквами, обучать чтению на пальцах или с использованием различных предметов. Дефектолог — это смежная профессия, но в Яшкине специалистов в этой области нет. Только в Тутальской школе есть один дефектолог, но он работает локально, в пределах учреждения. Поэтому, чтобы помочь большему числу детей, запустить им речь, функции этого направления Ксения Заворина регулярно берёт на себя. - Мне нравится видеть сияющие глаза, когда у ребёнка выходит первый звук, потом он начинает говорить, — делится Ксения Сергеевна. — Вот это самое дорогое. Ни за какие деньги не купишь то чувство, когда ученик отвечает взаимностью. Это даёт энергию. Для того, чтобы и логопед, и дитя получали положительный результат от общения, специалист должен гореть своим делом, работать с энтузиазмом. Без внутреннего огонька в профессии не останешься.
В арсенале логопеда большое количество пособий, игр и подручных материалов. Все они помогают заинтересовать малышей и отработать правильное произношение звуков. Фото автора.
Макраме — разгрузка для мозга
– В любой профессии бывают и сложности. Как Вы с ними справляетесь? – Обычно мы, логопеды, за время занятий с детьми прыгаем и ползаем, сидим под столом, иногда вытираем слюни и сопли. За 40 минут отдаём ребёнку много энергии, частичку своей души. И в итоге в конце дня чувствуем себя измотанными. Если не восполнять её, то можно быстро сгореть. Иногда приходишь домой, только и есть силы, что полежать. Даю себе время на перезагрузку. Прислушиваюсь к своим детям, контактирую с ними, а потом становлюсь просто мамой, посвящаю время семье. А семья для меня — опора и поддержка, мои домочадцы дают мне силы развиваться и идти дальше. Люблю ещё что-то делать своими руками. Моя страсть — макраме, это рукоделие освобождает мой ум от всех задач и проблем.
Нужно взращивать новых специалистов
- Ксения Сергеевна, держите связь с другими логопедами посёлка? - Иногда мы общаемся, но не тесно. Наверное, времени на обмен опытом не хватает. Нас всего в Яшкине четыре специалиста, насколько я знаю, и работы всем хватает. Вот сейчас думаю о том, что уже пора готовить новых специалистов. Профессия востребована, людей с нарушением речи, письменной и устной, много. А мы рано или поздно уйдём на отдых, выгорание происходит, как ни крути. В коррекционном классе школы №4 с детьми работает педагог Мария Вахрушева. Она молодая, талантливая девушка и заинтересована в получении знани й логопедии, делает уверенные шаги в этом направлении. Я ей, как могу, помогаю. Знаю, что войти в профессию сложно, нужно знать много нюансов, ориентироваться, во всех возможных причинах нарушений, для этого нужна практика и нужен наставник, такой, каким для меня стала моя мама. Ещё недавно мне предложили участвовать в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия будет определять образовательные маршруты для детей с особенностями развития, которые не могут справиться с обычной программой обучения.
Ксения Заворина — логопед-дефектолог от бога, её энергичность, глубина знаний и умение зрить в корень проблемы порой удивляет. Она целеустремлённая, любит свою работу, а ещё больше тех детей, которые к ней приходят и нуждаются в её помощи. Её победа и большая радость — успехи и горящие глаза учеников. Она спокойно, можно сказать, даже равнодушно относится к пиару. Те, кому она может помочь, узнают о ней по сарафанному радио. Её жизнь проходит в служении людям, и она чувствует, что её жизнь наполнена глубоким смыслом. Правда, не всегда хватает времени на себя, на друзей и на любимые путешествия, но это исправимо.
Один из эффективных инструментов для работы логопеда — зеркало. Сидя перед ним, можно наблюдать движение губ и языка во время произношения слов. Фото автора.
В прокуратуру Яшкинского района поступают обращения граждан о необоснованном начислении платы за пользование земельными участками — полив огородов. В ноябре текущего года надзорным органом рассмотрено обращение гражданина Л., которому за июнь-июль 2021 года за пользование земельным участком площадью 2 915 кв. м ресурсоснабжающей организацией было начислено 49 269,34 рублей. Такой случай не единичный.
Светлана ХНУЕВА Помощник прокурора Яшкинского района
Прокуратура Яшкинского района разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). В соответствии с п. 20,34 Правил потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учёта в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка. Как установлено п. 49 Правил, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учёта, то потребитель дополнительно оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер такой платы рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 № 143 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка при наличии водопровода составляет 0,15 м3 на 1 кв. м земельного участка в месяц поливочного сезона. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка применяется в течение 60 дней календарного года. Указанные положения законодательства распространяются в том числе на потребителей коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку. При этом норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на полив земельного участка составляет 0,9 м3 на 1 кв. м. Во избежание накопления сумм задолженностей по оплате холодного водоснабжения за пользование земельным участком гражданам, чьи жилые дома подключены к центральному водопроводу, необходимо устанавливать индивидуальные приборы учета. В случае отсутствия центрального водопровода необходимо обратиться в ОАО «СКЭК» с заявлением о составлении акта технического осмотра водопроводных устройств жилого дома.
«В единстве — наша сила!» И это не высокие слова, а образ жизни волонтёров «серебряного» возраста движения «Время оптимистов».
Елена КУСТОВА руководитель движения «Время оптимистов»
На самом деле — «Один в поле не воин». Это, конечно, так. Но однажды я услышала продолжение: «И один в поле воин, если по-русски скроен!». Получается, что если ты берешься за дело один, то сможешь что-то сделать наверняка. Но если рядом с тобой сильная и дружная команда, то и дело спорится, и охват работы гораздо больший. К Дню народного единства оптимисты готовились загодя. Ежегодно мы представляем на дегустацию блюда немецкой кухни. Это пышные кребли, венские вафли, сладкий пирог с посыпкой, который кратко называют кухэ, штрудли, хворост. Кстати, каждая хозяйка владеет своим уникальным рецептом, который передается из поколения в поколение. Например, знаменитые кребли на праздничный стол готовила Лидия Марыскина. Свой рецепт она называет «от мамы Мины». Сейчас она передает все секретики своей внучке Ангелине, и девочка охотно овладевает мастерством. Ещё одна хозяюшка, Надежда Тихонова, представила свое блюдо — хворост. Гости праздника с удовольствием лакомились и некоторые удивлялись: «А моя мама не такие стряпает». Да, точно не такие. Потому что рецептом приготовления вкуснейшего, нежного хвороста Надежда Рудольфовна овладела, живя много – много лет на Украине. С большим удовольствием угощали гостей праздника Лидия Лукьянова и Галина Четверик, наши неутомимые оптимисты. Вот видите, и здесь, на празднике гости и участники праздника видели, как многое нас объединяет. Рядом и вместе с нами были люди разных национальностей: белорусы и украинцы, немцы и казахи, таджики и узбеки, татары и ингуши, и многие, многие другие! Но вместе мы — единый русский народ. И в этом наша мощь и сила. Завершающим аккордом праздника стал совершенно потрясающий концерт танцевальных, вокальных и фольклорных коллективов Яшкинского округа. Одним из элементов празднования также ежегодно стало вручение небольших, но добрых подарков. В эти дни наши теплые знаки внимания получили опекаемые дети, дети с ОВЗ и старшее поколение. В этой части я хочу поблагодарить Светлану Воронкову, которая неустанно, вместе со своими сподвижниками вяжет теплые вещички. Это мягкие шарфы, варежки, носочки. Непременно в коробку радости добавляется сердечность и теплота.
Что нового было в эти дни?
Волонтёры «серебряного» возраста нашего движения впервые приняли участие в праздновании Ночи искусств «Россия объединяет» в государственной библиотеке для детей и молодежи города Кемерово. Случилось это благодаря регистрации на событие на платформе Добро.Ру. Мы с Лилией Фельк и Василием Шевченко немного подождали одобрения, получили его и стали готовиться. Куратором были внесены в общий чат и началось распределение по локациям. «Серебряным» было предложено принять участие в чтении сказок детям. Эта локация называлась «Интерактивное чтение «Почитай мне, дедушка и бабушка». Надо признать, что детей вместе с родителями, бабушками в этот день было очень много и всех гостеприимно принимали сотрудники библиотеки и волонтёры. Прекрасно оборудованная игровая комната «Книжный сад» была предоставлена детям. Многие из них, и это было хорошо заметно, чувствовали себя здесь «как дома». И это очень радовало. Потом мы смогли посетить разные локации, которых было великое множество. Это самые разнообразные мастер-классы, выставка фарфоровых кукол, коллекционных солдатиков, редких книг, фольклорные посиделки, игровые программы. И самым замечательным событием для нас и участников события стала творческая встреча с руководителями балета современной хореографии «Dance FM» Максимом и Яной Вовнинкиными. Это было действительно потрясающе! Огромная благодарность и восторженные отзывы получили сотрудники библиотеки. Просто, но с большой любовью рассказывали Максим и Яна о своем творчестве, о коллективе, о таланте своих подопечных. Ночь искусств «Россия объединяет» не только удалась, она побудила наших волонтеров и дальше сотрудничать с этой библиотекой. День народного единства хотя и празднуется только один день, но мы с каждым днем, и это заметно, все больше объединяемся, становимся сплоченнее. Взаимопомощь и взаимовыручка становятся связующим звеном между старшим и молодым поколением, рабочими и бизнесом. Теми, кто уже встал на путь волонтёрства или только присматривается к этому важному делу. Мы вместе — и в этом наша сила!