Из куска глины сделать шедевр
: ,
Вконтакте Одноклассники Instagram YouTube

Сайт находится на реконструкции

Возможны временные неполадки в работе



Из куска глины сделать шедевр

Из куска глины сделать шедевр

Дарья КУПРИНА | Семья Романцовых живёт в Тайге и занимается гончарным ремеслом. Этих людей с глиняными изделиями ручной работы вы могли видеть на различных выставках, проходивших в праздники в районном доме культуры, ярмарках и на других мероприятиях. О том, как живёт семья гончаров, как и из чего они создают свои изделия, мы сегодня рассказываем вам.

Гончарное ремесло считается одним из древнейших на земле. На протяжении всей человеческой истории оно имело огромное значение. И, несмотря на то, что наш мир меняется с большой скоростью, новейшие технологии всё больше входят в нашу жизнь, ручное производство, наполненное теплотой человеческих сердец, не перестаёт быть актуальным и важным. Наверняка вы хоть раз встречали гончара на своём жизненном пути, и даже, может быть, сами пробовали лепить из глины.

Люди с давних времён использовали этот материал в своих нуждах. Старались вылепить из него самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные, удобные в быту и непритязательные по сложности. А когда был изобретён гончарный круг, и открыты способы обжига, вначале бесформенный глиняный комок в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

Мастера по соседству

В наших краях, а точнее сказать, в городе Тайга, очень близком к нам населённом пункте, живут и занимаются древнейшим гончарным ремеслом семья Романцовых. Алёна Романцова с самой юности нашла для себя дело жизни и развивается в любимом направлении вот уже 25 лет. Кроме того, она уже много лет преподаёт живопись в городской школе искусств.


Сергей Романцов по профессии строитель, много лет был и является верным помощником жены, втянулся в деятельность жены, как только молодые супруги стали жить вместе. Конечно, совмещать работу по основной специальности с гончарством — дело далеко не лёгкое, но для того, чтобы Алёна осуществляла свои задумки и идеи и росла профессионально, основную тяжёлую работу мужчина взял на себя. А в последние пять лет и сам начал изготавливать глиняную утварь, которая также расходится «на ура» у покупателей семейной мастерской.

Супруги-гончары согласились рассказать нам и нашим читателям о своей деятельности, пустив в дом и мастерскую.

Подходя к дому Романцовых, мы заметили изящно украшенные стены дома, поверхность которых искусно инкрустирована мозаикой, передающей глубокий смысл задумки автора. Видно сразу: здесь живут люди непростые, трудолюбивые, с богатой фантазией и умелыми руками.

В двухэтажном доме в одной половине первого этажа расположилась мастерская Алёны и Сергея, где всё пространство было пропитано духом творчества и ремесла. Здесь нет ничего лишнего, компактно расставлены приспособления и инструменты, необходимые для ежедневной гончарной работы.

Два гончарных круга устроены профессионально и удобно для создания круглой утвари. Муфельная печь, которой уже двадцать лет, оборудована вытяжкой и обустроена таким образом, чтобы пары, исходящие от неё во время обжига посуды, свободно выходили наружу.

На полках, столах, на антресолях — кругом всё уставлено глиняной посудой различных форм, поделками, статуэтками. На полу стоит чан с размокающей глиной, в свободных местах разложено множество пакетов с вымешанной, готовой к работе глиной. Всё в этом пространстве говорит о том, что здесь живут мастера, творят они регулярно. Это настоящий дом-мастерская! И в нём ни один черепок не пропадает даром.

Если посуда не прошла проверку временем, сушкой и обжигом, получилась с браком, она и в этом виде становится важным инструментом в создании самобытного антуража дома. Никуда ни годные изделия перемалываются и становятся наполнителем глиняного материала для будущих творений.


Этот дом каждой своей деталью говорит о мире творчества! Здесь даже печь инкрустирована кафельной и глиняной плиткой и камнями. Золотые ручки Алёны превратили обычный источник тепла сибирского дома в произведение искусства, мозаика не просто абы как сложена, она выполнена в виде затейливого рисунка. Сергей помогал в реализации задумок жены. А она творит настоящую сказку. Стена вдоль лестницы на второй этаж, стены в ванной комнате тоже украшены мозаикой, сделанной хозяйкой дома. На эти идеи ушли месяцы и даже годы кропотливой работы.


Дочери Сергея и Алёны, Варя и Даша, тоже не чужды творчества, с самого детства наблюдают за кипящей ремесленной жизнью родителей и, где могут, уже принимают участие в семейном деле.


Они участвуют в декорировании изделий, в создании простых глиняных поделок, вместе с родителями участвуют в ярмарках. Старшая дочь Варя окончила музыкальную школу по классу гитары, сейчас учится в художественной школе, а младшая — в процессе обучения. В разговоре с нами девочки признались, что им нравится дело родителей и интересно помогать им, а, может, даже перенять их мастерство.

Кропотливый труд каждый день

Для Алёны и Сергея нет как таковых будней и выходных, они ежедневно посвящают максимальное количество времени своему делу, ведь заказов на глиняную посуду много, да и летние ярмарки обещают быть, как всегда, богатыми на продажи. А для изготовления даже небольшой кружки нужно совершить весь цикл гончарного производства. Это заготовка и обработка сырья, подготовка глины к работе, изготовление, сушка, лощение, первый обжиг, глазуровка и второй обжиг.

И каждый этап — это дни интенсивного выверенного по времени физического труда. И всему своё время, гончарные изделия не любят ни промедления, ни спешки. Весь процесс проходит органично и требует постоянного к нему внимания. Гончарное ремесло — это труд для тех, кто горит этим делом, кто без ремесла просто не представляет своей жизни. Ведь если не любить ремесло, не получится качественных и наполненных душевной теплотой изделий. А если что-то и выйдет, то никто их не купит.

Посуда из мастерской Романцовых набирает всё больше популярности и уже расходится по регионам России. Супругов знают мастера по всей стране, потому что они непрестанно участвуют в ярмарках, выставках, проводят мастер-классы, принимают участие в ремесленных фестивалях, конкурсах, праздниках, завоёвывают призовые места. Их знают в творческих кругах региона. Качество их продукции проверено временем, и они всё равно не стоят на месте, а постоянно развиваются, растут профессионально.

Семья несколько лет ездит на томский «Праздник топора», соревнуется с мастерами не только из России, но и других стран. В 2019 году Алёна Романцова привезла с этого фестиваля победу и хороший денежный приз. Она старается регулярно выезжать в Новосибирск на международный сибирский фестиваль керамики, откуда тоже привозит высокие награды. Её искусство просто поражает членов жюри и всех тех, кто просто со стороны наблюдает за работой мастерицы.


Конечно, в общении с семейной парой нам очень хотелось узнать подробнее о том, как рождается глиняное произведение искусство, и что за этим стоит. И гончары с удовольствием рассказали о своё деле.

Из строителей в гончары

Алёна Романцова работает с глиной уже на протяжении многих лет, и в этом году отмечает 25-летие своей профессиональной деятельности. Училась профессии керамиста в Новосибирске, в архитектурно-художественной академии в течение 6 лет. До поступления в техникум девушка в течение года подрабатывала в Тайге, в родном для неё городе, и помогала в производстве напольных ваз. Эта деятельность оказала на неё большое влияние и вдохновила продолжать путь в этой сфере. Женщина уже много лет преподаёт, обучает детей живописи. И эта профессия ей тоже нравится, она любит взаимодействовать с ребятами и наблюдать, как их навыки становятся более совершенными.

Сергей по профессии строитель и в всю жизнь осваивал одну за другой строительные специальности, пока не стал универсальным мастером. Несколько лет назад сложились так обстоятельства, что мужчина был вынужден уйти из профессии. Начались проблемы со здоровьем, и в какой-то момент он остался без работы. А, так как на протяжении всей семейной жизни с Алёной он был её первым помощником в нелёгком, вернее сказать, физически тяжёлом труде, в конце концов, и сам стал заниматься гончарным делом. И за пять лет работы освоил многие секреты мастерства. Супруга ему в этом активно помогала.

Прослушать текст:

Семья предпочитает пользоваться посудой собственного производства, благодаря этому на деле выявляют достоинства и недостатки формы, после чего вносят корректировку в свою работу и делают более удобную утварь. Алёна и Сергей заметили, что всё-таки веками отточенная форма имеет преимущества и свой глубокий смысл. Закрытая кверху чашка, согласно старинным преданиям, собирает энергию пищи и отдаёт человеку самое лучшее, открытая же при этом энергетически бесполезная — что есть она, что её нет. По словам Романцовых, глиняная посуда прочнее магазинной, но она всё равно не вечная и может через определённое время разбиться. И даже когда бьётся, черепки её не засоряют природу, органика постепенно возвращается в своё изначальное состояние.

Как создаётся глиняное изделие

— Первый этап любого гончарного начинания — это всегда заготовка сырья, — рассказывает Алёна Романцова. — Кроме того, что для получения качественного глиняного теста нужно знать свойства всех видов глины, находящейся в округе, так ещё нужно подобрать пропорции, при котором в процессе изготовления изделий будет минимум брака. А на это уходят годы. Бывало такое, что всё вроде хорошо, лепится материал просто отлично, а на выходе при сушке или обжиге все поделки трескаются. Подобные моменты, несомненно, расстраивают, но желание двигаться дальше остаётся, и мы кропотливо ищем варианты чтобы в дальнейшем избежать промашки.

Добываем четыре вида глины, в окрестностях Тайги есть месторождения трёх из них. Желтоватого цвета — это глина охра, находим её на Охровой горе вблизи города. Красную тоже неподалёку добываем. Кирпичную же глину можно хоть в огороде найти, она есть везде под ногами. Белую возле Кайлы копаем, и важен здесь не цвет, а именно её свойства. Привозим глины мы всегда большими объёмами, не мелочимся. Если везём, то набираем с тракторную тележку как минимум.

Ещё несколько лет назад к Охровой горе мы могли по тропке проходить, а теперь возможно за сырьём только на тракторе добраться, да и то после хорошей подготовки дороги. Теперь нужно тщательно засыпать дорогу через глубокий лог, причём это делать нужно каждый раз, когда мы собираемся набрать глины. Ну и, конечно, дожидаемся стабильно хорошей погоды, иначе и путь становится непроходимым, и весь процесс становится очень трудоёмким.

— Жёлтая глина сильно похожа на золото, — продолжает, посмеиваясь, Сергей, — особенно если на неё попадает немного воды, и не раз трактористы, которые оказывали нам помощь в заборе сырья, изумлялись виду этой глины и восклицали: «Золото!».


Собрав все виды глины, гончары обязательно делают замес и определяют качество сырья на деле, лепят изделия и доводят их до состояния готового изделия. Глиняное тесто стараются хранить в таком виде длительное время. Считается, чем дольше материал лежит, тем свойства его становятся лучше. Об этом гончарные мастера знали с давних времён.

— Что касается глины и её превращений, это большой философский вопрос, — делится своими размышлениями Сергей. — Всё в мире превращается в глину. Из чего глина состоит? Это остатки неорганических веществ: камней, минералой, растений, птиц, животных, людей. Всё что не перепрело, превращается в глину. Даже у Омара Хайяма есть несколько рубаи, в которых он призывает гончаров нежнее мять глину ногами, ведь это остатки царей.

Есть песни на тему того, что мастер изготавливает кувшин и осознает, что через некоторое время он сам превратится в кувшин, потому что всё, что после него останется, это прах земной. Человек рождается из праха земного, различных веществ, минералов и т. д., а потом опять в прах земной и уходит.

Да и само вращение гончарного круга всегда ассоциировалось с вращением нашей планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца, вращением самого Солнца. В гончарном деле столько философских моментов, которые трудно постичь нашим умом.

— Глина, как мы говорили, должна вылежаться в готовом виде, — продолжает повествование мужа Алёна, — тогда работать с ней приятней и меньше вероятности получить брак. Вы знаете, сухая глина как песок. И для того, чтобы собранный материал очистить и подготовить для работы, нам нужно его высушить. Влажное сырье, если оно скомковалось, размочить очень сложно, зато при высыхании его заливаешь водой, и происходит скорое растворение. После этого мы глину просеиваем, очищаем от крупных остатков органики, подсушиваем и переминаем и убираем в пакеты, где происходит множество процессов, один из которых — продолжение перепревания мелкой остаточной органики.

Прослушать текст:

Убирать глину на хранение было принято ещё давно, но в те времена подготовленное тесто оборачивали в мокрые тряпки и опускали во влажные подвалы. Раньше считалось, что чем дольше хранится глина, тем качественней становится. На заводах по изготовлению гжели глину выдерживали в подвалах на протяжении 15 лет. А китайские древние мастера материал готовили не для себя и даже не для детей, только внуки спустя век работали с ней.

Гончары — это волшебники

Прослушать текст:

— Да, сухая глина наподобие песка, — подхватывает Сергей, — если на неё брызнуть водой, то она превращается в грязь. И во все времена немного находилось умельцев, способных комок грязи превратить в произведение искусства. Поэтому издревле гончаров приравнивали к волшебникам. И их нельзя была обманывать. Обманывали их только в одном случае, когда не могли выдать замуж дочь. В этом случае по обычаю, согласно старинной примете, воровали у мастера свежеслепленный горшок и разбивали. И тогда дело шло на лад, и дочь обретала супруга.

Немного вернусь к теме волшебников. Вы знаете, как по-английски будет горшок? Pot! А гончар? Potter! А Гарри Поттер — Гарри-волшебник. Не просто так идёт такое приравнивание гончара и волшебника, с древних времён считалось, что гончары творят волшебство.


Материал, кроме того, что нужно тщательно замесить, перед работой важно обязательно ещё перемять, поколотить. При этом выходят остатки воздуха. При лёжке глина уплотняется в некоторых участках, а мастерам необходимо сделать её равномерно пластичной.

— Далее скатываем колобок, а из колобка яичко, — делится важными моментами хозяин. — Важно, чтобы кончик, который мы прилепим к кругу, был острее, тогда между поверхностью круга и комом не останется зажатым воздух.

На наших глазах Сергей плотно разместил комок глины на гончарном круге и начал первичную центровку заготовки. Круг вращался, глина как будто по волшебству меняла свою форму, а мастер смачивал материал, благодаря чему форма преображалась очень мягко и плавно. Работая над новым изделием, каждый свой шаг комментировал, чтобы этот процесс стал для нас (и для вас) максимально понятным.

— На первом этапе работы с глиной нам нужно ком выровнять, — продолжал свою речь гончар, — отцентровать и сформировать цилиндр. Любое изделие создаётся именно из цилиндра. Во время вращения сырья на круге его увлажняем. Для глины вода является смазкой. Далее движениями сверху вниз, прилагая усилия, мы центруем заготовку. Что касается работы с гончарным кругом, то это самый тяжёлый этап, после которого мы намечаем центр будущего изделия.

Потом увеличиваем углубление и, доводя пальцы почти до самого дна, сохраняя донышко, формируем вороночку, после этого расширяем края и делаем что-то наподобие баранки. Одновременно с этим выравниваем донышко, углубляем его.

После того, как убедились, что дно ровное, приступаем к формированию стеночки. И когда мы поднимаем стеночки, то одна рука обязательно внутри, а вторая снаружи. Мы сжимаем пальцы, а глина — материал пластичный, и ей надо куда-то деваться, и она перераспределяется вверх, изделие растёт в высоту, толщина стеночек уменьшается. Сжимаем и тянем вверх.

С уменьшением толщины стенок уменьшаем скорость вращения круга, и работаем более аккуратно и нежно, не прекращая смачивать материал. На этом этапе мы придаём форму. Если необходимо заузить кверху — заужаем, и наоборот.

Круг завораживал свои вращением, а в руках Сергея рождался сосуд, пока мягкий, податливый, но форма крынки уже начала явно прорисовываться, в особенности, когда он сформировал нижнюю часть изделия. Следующим этапом он приступил к уменьшению диаметра горлышка.

— Горлышко у крынок делали узким, чтобы сливки собирать. Чем уже горлышко, тем выше слой сливок. Это было актуально в те времена, когда сепараторов не было.

Для выравнивания наружной части донышка используем различные инструменты, пальцами туда уже не подобраться. Пластиковые карточки в этом деле стали хорошей подмогой.

На завершающем этапе делаем гнёздышко для крышки, декорируем сосуд при помощи палочки (а у гончара все палочки волшебные) и останавливаем круг. Для удобства использования на каждой крыночке и кувшине формируем носик. На этот период у нас ещё остаётся возможность изменить форму и рисунок. При завершении работы оставляем сосуд ненадолго на круге, он подсыхает, и потом мы с помощью натянутой струны с пуговками на концах снимаем изделие с круга. Очень удобно, что у нас в доме 2 гончарных круга, на одном гончарная работа сушится, на втором крутим новую заготовку. А в последнее время мы в ход часто пускаем и газовую горелку, что позволяет увеличить скорость процесса сушки.

Несомненно, круг сильно облегчает работу гончара, никуда не нужно бегать, выравнивать края, мы находимся на одном месте и фиксируем форму. Раньше круги были механические, крутили их вручную или нажимом ноги на педаль. В Японии было такое, что муж гончарил, жена колесо крутила. В арабских странах нет как такого гончарного круга, там используют большой круглый камень, его раскручивают, и пока он сам по себе крутится, они работали с глиной.

Когда созданная на наших глазах крынка была снята с круга, она казалась каким-то необъятным изделием. С одной стороны, она выглядела основательно и была почти законченным сосудом, а с другой стороны, она была настолько гибкая, что могла от прикосновения пальцев изменить форму. Для демонстрации тех параметров, которые учитываются при профессиональном оценивании посуды, Сергей на наших глазах разделил это творение на две части вдоль сверху вниз. На разрезе, конечно, было хорошо, наглядно видно равномерность толщины всех стеночек, но честно скажу, мне было жалко то изделие, которое как чудо появилось на наших глазах и так быстро прекратило своё существование, как будто его и не было. Для мастеров, чьи руки видели тысячи таких работ, это было делом обыкновенным. Для меня же такая непривязанность к плоду своего труда оказалась уроком.

После изготовления посуду длительно, без спешки сушат, периодически укрывая её целлофаном. Необходимо, чтобы влага выходила из глины медленно, это предотвратит растрескивание стенок изделий. И, так как неизвестно, насколько они дадут «усушку», при заказе сосуда на определённый объём гончары изготавливают несколько вещей, из которых заказчик выбирает тот объём, который ему больше всего подходит. Бывает и такое, что забирают все получившиеся варианты, но бывает, что сосуд вышел не совсем того запрашиваемого клиентом объёма, и мастера переделывают заказ.

Высушенную посуду семья гончаров подвергают лощению — натирают поверхность глиняного изделия каким-нибудь гладким предметом, для этого процесса очень хорошо подходит ложка. В старину использовались палочки, камушки или другие гладкие предметы. Сейчас гончары применяют более удобные металлические палочки различной формы — лощилки.

Зачем наши предки лощили керамические изделия? При лощении верхний слой глины становится плотным. Лощёный сосуд становится влагонепроницаемым, глина не пропускает воду — это и было основной целью лощения. Лощить можно и гончарную, и лепную керамику. Есть ещё такой метод обработки посуды, как молочение, но мастера этот вариант в своей работе не используют.

Обжиг керамики

Изделия, высушенные равномерно, в течение длительного времени, в скором времени направляются на обжиг. Первый обжиг осуществляется при 600 градусов. Важно очень медленно нагревать изделие при этом обжиге и медленно остужать, это позволит сохранить целостность и улучшить качества глиняной утвари.

Прослушать текст:

— Есть контрольные точки, на которых важно делать остановку, — рассказывает об обжиге Сергей. — При 70–100 градусов испаряется влага, на этой точке выдерживаем минут 15–20. Алёна смотрит: из печи перестаёт испаряться влага, значит, можно двигаться дальше. На 120 градусах заканчивает испаряться несвязанная вода. На 160 градусах начинается выходить химически связанная вода. На 400 градусах начинает выгорать органика. На 600 градусах начинают выгорать соли. Если не делать паузы на каждой точке, изделие просто разорвёт. В ином случае наружная поверхность, высыхая, начинает уменьшаться, а внутренние слои ещё не изменились в размерах, и в итоге происходит разрушение. В общем целом первый этап может длиться пять — шесть часов. Остывание идёт тоже очень медленно, часто около 12 часов.


Второй обжиг называется «политым», и изделия нагреваются до 1000 градусов и выше. И это также очень трудоёмкий процесс. Весь день может уйти у гончаров на то, чтобы все изделия аккуратно и равномерно покрыть глазурью, составить равномерно в печь, в несколько этажей, так, чтобы они соприкасались друг с другом и не касались стенок печи и спиралей. Во время второго обжига глазурь расплавляется, спекается с черепком. Второй обжиг производят уже быстрее. Но всё равно на оба обжига уходит примерно два — три дня.

— На втором этапе мы всё же тоже не спешим с нагревом и остыванием печи, — дополняет Алёна. — При форсировании процесса глазурованная поверхность может дать трещины, так называемый, цек глазури.

Гончары в своей практике используют два материала для декорирования посуды, которыми наносят рисунки на поверхность. Первая краска — это ангоб, наносится перед первым обжигом и придаёт матовый эффект рисунку, цвет их неяркий. Ангобы— это краски на основе глины с красящими пигментами, которые выдерживают высокий температурный режим. Второе — это цветная глазурь, изображения на посуде выходят глянцевым и гладкими.

Сама натуральная глина при обжиге имеет свой специфический оттенок, после второго обжига приобретает красновато-коричневые цвета, при этом семья Романцовых никаких красителей в материал не замешивают, потому что не уверены в их пищевой безопасности. До обжига глина часто имеет желтовато-коричневый, а после обжига обретает тёмно-терракотовый цвет.

В мастерской семьи Романцовых есть свой слоган и эмблема, которые они оставляют на внешней стороне донышка каждого изделия. Надпись гласит: «Тайга. Сделано на Руси», а эмблемой является изображение четырёхлистного листочка клевера, а такой листочек, по устоявшемуся мнению, приносит удачу.

Как мастера находят своего покупателя

Чаще всего тех, кто хочет приобрести глиняные изделия ручной работы, находят на всевозможных ярмарках и в соцсетях, современные средства связи оказывают помощь в распространении рукотворной посуды, выполненной по старинным технологиям. Несколько лет назад, ещё до того, как Сергей полностью присоединился к делу супруги, продажи шли небольшими темпами, мастерская нарабатывала клиентуру. А в последние годы и участие в ярмарках стало более активно, и популяризация работ на просторах интернета тоже. К тому же, те покупатели, что приобрели посуду ранее, обычно остаются довольны и возвращаются для покупки изделий на подарки.

Прослушать текст:

— Несмотря на то, что мы активно участвуем в выставках и ярмарках, — делится наблюдениями Сергей, — рассказываем о своём мастерстве и работах в интернете, о нас иногда печатают в газетах, о том, что мы есть, многие тайгинцы до сих пор не в курсе и искренне изумляются, когда узнают о месте, откуда мы приехали.

Лично я уверен, что на ярмарках покупка изделий происходит более точечно. Каждый покупатель чувствует ту работу, ту энергию, заложенную в сосуде, которая ему нужна, он выбирает вещь по внутренним ощущениям.

Процесс взаимодействия мастера с глиной длителен, с момента сбора материала до нанесения последних штрихов проходит немало времени, в течение которого гончар вкладывает в изделие свою энергию, внимание, любовь, душу. Человек интуитивно понимает, что такое рукотворное изделие заряжено, но вот что она ему может принести, он не знает. Через интернет сделать выбор в этом плане сложнее, прикоснуться к изделию нельзя.

На ярмарке часто случается такое — человек подходит и спрашивает: «Сами делаете?». Может, он этот вопрос задаёт неосознанно, но ему это важно знать. Ему важно знать мастера, кто произвёл эту вещь. При этом всегда смотрит в глаза, чтобы почувствовать сущность гончара. И одного момента ему хватает, чтобы понять, подходит ли ему наше изделие или нет.

Бывало и такое, что кто-нибудь проходит мимо нашего стола, глаз зацепился за нас, проскользнул по нашим лицам, глаза встретились с нашими, далее останавливается и говорит: «Ой, какие люди хорошие! Нужно что-нибудь купить!».

Алёна с Сергеем на ярмарках чаще всего перед посетителями предстают в славянских одеждах, которые как нельзя лучше подчёркивают самобытность ремесла, гончарных мастеров и красоту тех изделий, которые они лепят своими руками. Но как замечает сам Сергей, для полного образа не хватает лаптей, и он мечтает их приобрести. А лучше даже самому освоить плетение обуви из бересты. И ему это нужно не столько для создания антуража, сколько для комфорта, особенно во время езды на машине.


В последнее время, ведя страницу в социальной сети «Одноклассники», Сергей старается делиться интересными фактами из истории развития гончарного мастера и рассказывает о забытых терминах.

— Вот раньше на Руси было известно слово «гречишник». Что это за слово? Что оно обозначало? — поинтересовался у нас глава семьи. — А гречишником называли сосуд наподобие крынки с носиком и ручкой. Ну, прям как современный чайник. В эти гречишники наливали молоко и подавали на стол к гречневой каше. Были ещё корчаги — сосуды для сыпучих продуктов. А сейчас больше знают, что в современном мире происходит, а историю мало знают. И хочется исправлять сложившуюся ситуацию.

Ярмарки и выставки народных ремёсел

Хозяева гончарной мастерской поделились своими впечатлениями от участия в различных мероприятиях, рассказали о других мастерах, о дружбе, их взаимодействии, о мире ремёсел, о своих планах и мечтах.

Сейчас Алёна готовится к участию в Новосибирской выставке Союза художников декоративно-прикладного искусства на тему «Разговоры о…». И каждый керамист предлагает тематику, о чём будут те самые разговоры. У Алёны же возникла идея поговорить о слонах, и она сейчас находится на стадии завершения гончарной скульптуры, посвящённой слоновьей тематики. А в чём суть гончарной скульптуры? Каждый элемент лепится отдельно, а потом собираются части в единый образ.


Совсем недавно, в декабре-январе, в Юрге состоялась персональная выставка Алёны, прошла она в музее детского изобразительного искусства, в феврале изделия перевезли в Анжеро-Судженск, а в марте — в Крапивинский. Там выставлено много посуды, целые сервизы, инкрустированные красочными рисунками, рябинками, ромашками, маками, а также различной величины и формы скульптуры.

В Крапивинском работы мастерицы находятся до 31 марта, а далее семья на машине перевезёт их в Томск, в музей имени В. Я. Шишкова. Здесь выставка будет стоять весь апрель.

Участие в выставках играет важную роль в деятельности опытной мастерицы. Важно, чтобы мастерство было наглядно, могло вдохновить тех людей, которые пересекаются с работами различных ремесленников. Происходит и популяризация самого ремесла, ручного труда, красоты физиологичных форм глиняных изделий, и к тому же, благодаря этому шагу люди всё больше узнают, что есть такие умельцы, и они открыты для общения и новых заказов.


— Часто такое бывает, что на ярмарках люди присматриваются к нашим работам, — рассказывает Сергей, — берут что-то недорогое, и когда в следующий раз встречают нас, радуются и стараются купить больше, потому что остались довольны качеством ранее купленной вещи. Рассказывают нам часто о том, что при первой покупке приходят домой и локти кусают, что нужно было больше взять, и если они не в курсе, как с нами связаться, сокрушаются, что упустили возможность обзавестись ремесленной посудой. Сейчас мы каждое изделие упаковываем в крафт-пакет, на котором проставлены наши контактные данные в виде печати. И такие пакеты работают лучше, чем визитки. Нам звонят те люди, которые уже уверены в качестве наших работ и хотят заказать больше.

Глиняные творения семьи гончаров разлетаются по всей России. Выход с плодами своего ремесла на просторы интернета позволяет расширить географию клиентской базы. Находятся заказчики и в удалённых от Кузбасса городах страны, чему Романцовы несказанно рады. А через это растёт и их востребованность и семейный доход.

— Когда человек делает заказ, определяя основные параметры желаемого, мы изготавливаем, высылаем фотку изделия, — делится Алёна, — и когда покупатель говорит, что да, ему нравится, мы подбираем варианты, как можно ему отправить изделие. А там уже смотрим по месту. По почте высылаем, или когда сами собираемся в какой-нибудь город в ближайшем будущем, сами завозим.

В нашей практике были такие случаи, когда люди удивлялись нашим ценам, что они небольшие, а встречались и те, кто говорил, что цены дорогие по сравнению с магазинной посудой. Мы равняться на китайский ширпотреб явно не можем. У нас материалы стоят столько же, сколько треть стоимости изделия.

«Наша деятельность — это не про деньги»

— Нас часто спрашивают, какую сумму мы зарабатываем, — подхватывает мысль супруг. — Наша деятельность — это не про деньги. Даже если бы за это не платили, Алёна всё равно бы занималась гончарством, а я всё равно бы ей помогал, мне нравится, как она творит. Долгие-долгие годы мы только вкладывались в ремесло, обеспечивая свой труд всем необходимым. И когда по здоровью и в связи с обстоятельствами остался без работы, нужно было искать варианты для заработка. Одной зарплаты супруги нам явно бы не хватило. И тут я сам стал учиться ремеслу, активнее началось участие в ярмарках, продажи по интернету.

Прослушать текст:

Меня поначалу очень удивляло, что эта посуда востребована, что её хотят покупать. А потом, когда с удовольствием начали брать мои кружки, да ещё и «спасибо» говорить, я поверил в себя. Сейчас мы трудимся всю зиму почти без выходных, чтобы наготовить продукцию для участия на летних ярмарках и фестивалях. Мы распродаёмся там полностью, и к августу у нас обычно ничего не остаётся.

На ярмарках и фестивалях семейная пара гончаров часто пересекаются с мастером из Томска, Андреем Салтаном, к которым у них сложилась тёплая дружба, они часто делятся друг с другом опытом и интересными случаями из жизни. Андрей на базе своей гончарной мастерской основал клуб по интересам, где собираются позитивно настроенные люди и делятся друг с другом знаниями и опытом.

Семейная пара вот уже несколько лет принимает участие на Международном фестивале народных ремёсел «Праздник топора». В 2019 году Алёна Романцова среди женщин-гончаров заняла первое место. Было десять участниц с разных стран, и она со своими работами и умением, которое успешно продемонстрировала посетителям фестиваля и членам жюри, оказалась лучшей среди лучших. В этот период на ремесленное событие съехались мастера из шестнадцати регионов России и шести стран мира. На данный момент фестиваль в Томске занимает третье место по количеству посетителей, а значит, и по популярности, среди всех подобных мероприятий страны.

— Председателем жюри в 2018 и 2019 году был мега крутой гончар с огромным опытом работы, Ахмет из Турции, — с удивлением рассказывает Сергей. — Я таких не видел вообще. Он один из двух людей в мире, который может гончарить ногами. Благодаря своему мастерству он попал в книгу рекордов Гиннеса со своей вазой высотой 5 м 30 см. При нас он изготовил вазу высотой 3 м 10 см, и пока она не высохла, мы все на ней расписались. И мы знаем, что он сделает вазу в 6 метров. Специально для этого собираются сконструировать печь с трёхэтажный дом, а лепиться изделие будет около месяца. Ахмет для этого выбрал из местных мастеров двух помощников, один из которых Андрей Салтан.


На сегодняшний день у Сергея и Алёны Романцовых далеко идущие планы, они развиваются в своём ремесле большими шагами, о них узнают всё в большем количестве регионов и стран, и, без сомнения, с их любовью к гончарному делу, с их чувством вкуса, меры и богатым воображением любые горизонты им подвластны. Талантливые мастера неимоверно трудолюбивы, и не один день не проходит впустую. И пусть это благородное ремесло благодаря их усилиям обретает всё большую популярность, а глиняные изделия ручного производства ещё большую востребованность.  

Фото: Юрия ПЫРСИКОВА и из семейного архива
19 апреля 2021

Возврат к списку