Яшкино, статьи, Саломатовская школа: о том, как здесь живут и учатся
: ,

Яшкино, статьи, Саломатовская школа: о том, как здесь живут и учатся

Саломатовская школа: о том, как здесь живут и учатся

Саломатовская школа: о том, как здесь живут и учатся

12.11.2018 Спецпроект


Дарья КУПРИНА, спецкор | Очень радостно, что в наше время встречается такое явление, когда ученики хотят идти в школу и не спешат покидать её стены даже после окончания учебного дня. Судя по настроению и рассказам нашего сына, ему школа дарит ощущение внутреннего комфорта в освоении школьных навыков, он чувствует свою сопричастность и важную роль в общей жизни ученичества. Он укрепляется в своей способности принимать самостоятельные решения и нести ответственность в общении с учителями и одноклассниками. Обучение школьным наукам только началось. Первый класс. Но изменения уже налицо. А учится он в Саломатовской основной общеобразовательной школе.

Сейчас в ней получают образование 49 учеников. Когда-то, конечно, их было больше, но времена меняются, много молодых семей с детьми уехали из деревень. Это образовательное учреждение собрало под своей крышей учеников из трёх населённых пунктов – из самой деревни Саломатово и близлежащих Кулаково и Иткары. 

Полвека в учительстве
В Саломатове первая школа появилась в 50-е годы XX века. До сих пор здесь трудится преподаватель с огромным опытом – Татьяна Викторовна Афанасенко. В будущем году её учительский стаж достигнет отметки 50 лет, все эти годы она посвятила одной школе. Окончив Ногинское педагогическое училище, молодым специалистом приехала в Саломатово по распределению из Московской области. Работая уже здесь, она ездила в родные края и заочно получала высшее образование в Орехово-Зуеве. Она интересный человек, мудрый, несущий глубокие знания о науках, которые как раз и даёт здесь. Татьяна Викторовна преподаёт химию и биологию. Вот что о школе и о себе рассказывает она сама:
- Современное здание школы функционирует с 1989 года, но до него в Саломатово образовательный процесс шёл в другом, – говорит Татьяна Викторовна (сейчас в этом здании находится местная администрация, фельдшерский пункт и столярная мастерская –
прим.авт.). – Это здание было сдано в эксплуатацию в 1970 году. А ещё раньше строение, в котором располагалась школа, было деревянным. В каждом классе была печка. В кабинетах было тепло и уютно, дети всегда охотно приходили туда. В летние каникулы учителя с родителями дружно заготавливали дрова для обогрева помещений. Кто был директором школы в Саломатово изначально – не знаю, я приехала сюда по распределению в 1969 году, руководил образовательным процессом в деревне Николай Августович Чандер, после него – Иван Иосифович Седлецкий. Оба были участниками войны, замечательные были люди! После него - Николай Иванович Часовских, потом один год я, а далее – Галина Васильевна Саломатова. До 1979 года наша школа была восьмилетняя, её на 2 года закрывали. А когда в 1981 году образовался совхоз «Набережный», её вновь открыли. А уже в 1989 году она стала средней, когда перешли в новое здание. С 1981-го по 1995-й год школой руководил Василий Евгеньевич Петров, Наталья Александровна Кириченко один год была директором, а потом 12 лет была я, до 2009 года. 
Я всегда хотела быть учителем, играла в детстве в учительницу, обучала соседских ребятишек. Раньше профессия учителя была престижна, а сейчас роль педагога и в прессе, и по телевидению принизили немножко. Но общение с детьми даёт молодость и силы идти дальше. Почти 50 лет я тружусь здесь, школа для меня второй дом. Насколько здоровье позволит, я хочу продолжать свою деятельность учителя.
Что касается экспериментальной базы на уроках химии, с этим туго приходится. Если раньше химических реактивов было в достатке, то сейчас деньги на это не выделяют. Реактивы, что ещё с тех времён остались, стараемся очень экономно использовать, часто покупаем на свои деньги, хоть они и дорогие очень. Многие опыты убрали из школьной программы до 9-го класса, в основном их делают в старших классах средней школы. Конечно, наглядно изучать химию детям намного интересней…
Вот что рассказывает Марина Олеговна Жилюк, директор школы: 
- О Татьяне Викторовне можно сказать, что она тот учитель, который любит наблюдать и слушать своих учеников, и свою жизнь она без педагогики не представляет, возможность делиться своими знаниями и опытом является для неё смыслом жизни.

Всё зависит от директора

1сал.jpg

Марина Олеговна Жилюк, директор Саломатовской школы.

Сейчас в школе трудятся 11 преподавателей, учительский штат укомплектован, шесть человек – специалисты с высшим образованием. Одному учителю присвоена высшая квалификационная категория, три педагога имеют первую категорию. Сама Марина Олеговна стала директором не так давно, в 2009 году, а изначально поступила сюда работать библиотекарем в 2000-м. И практически сразу ей было предложено преподавать историю, а потом уже она взялась за ведение уроков технологии для девочек. Во время работы в нашем образовательном учреждении, возникла необходимость перейти на новый этап в своей профессиональной деятельности. Заинтересованные учителя школы объединились и поступили в педагогический институт г. Новосибирска. Получили высшее образование, и приобретённые знания стали использовать в ведении своих предметов. Находясь на руководящей должности, Марина Олеговна продолжает обучать детей, сейчас ведёт предмет обществознание. И, как отзываются дети, уроки проходят интересно и познавательно.
До нашей школы Марина Олеговна 12 лет работала библиотекарем, а ещё раньше – 3 года в детском саду воспитателем. Вот уж кем ей очень нравилось трудиться, быть воспитателем в детском саду она мечтала с юных лет. Она учитель первой квалификационной категории, грамотный специалист, ответственный работник, весёлый и дружелюбный человек, который легко располагает к себе как учеников, так и их родителей. И вообще, побывав хоть раз в нашей деревенской школе, вы почувствуете уют и приятную располагающую рабочую атмосферу помещения. Можно заметить, что учителя неравнодушны к происходящему в жизни школы. А ведь всё перечисленное – это и заслуга директора как руководителя. 
- Марина Олеговна, а кто ещё из нынешних учителей имеют самый большой стаж работы? – спрашиваю у директора.
- Кроме Татьяны Викторовны Афанасенко имеют солидный стаж работы в нашей школе ещё два учителя – Анжелика Алексеевна Чандер и Ирина Викторовна Наберухина. Когда-то, почти 30 лет назад пришли они сюда молодыми, ещё неопытными специалистами сразу после окончания педагогического училища.

Быть мамой ученикам
В связи с тем, что Анжелика Алексеевна Чандер является классным руководителем у нашего ребёнка, хотела бы дать характеристику от лица родителя. При общении и взаимодействии хорошо открываются качества человека как учителя, как специалиста в своём деле. Анжелика Алексеевна – прямой и доброжелательный человек, строгий, требовательный, но справедливый педагог, с чёткой и выверенной речью, которая на первый взгляд может показаться жёсткой. Здорово, когда учитель так чётко и красиво формирует свою речь и учит этому маленьких детей. Она работает в начальном звене. Вместе с Ириной Викторовной они ведут все начальные классы нашей Саломатовской школы. К тому же Анжелика Алексеевна – завуч. Она имеет первую категорию.

2сал.jpg

Анжелика Алексеевна Чандер, учитель начальных классов.

- Я пришла сюда работать в 1989 году, когда мне было 20 лет, – рассказывает о себе Анжелика Алексеевна. – Сразу дали 3-й класс, это был самый старший класс среди начальных классов. Третий класс обучать на первых порах было сложно. Все ребятишки, а их было 14 человек, были больше меня, мне было некомфортно и из-за этого тоже. Вообще сама я училась здесь в старой школе, и с ученичества мне нравилась работа учителя. У меня дедушка был учителем младших классов, потом, когда он стал вести физику и математику, он приносил кипу тетрадей домой, проверял первую, а далее уже я бралась помогать ему и по первой проверяла остальные и ставила отметки. Тогда я решила, что обязательно стану учителем. А когда выбор встал, пойти на учителя или стать воспитателем в детском саду, решила быть педагогом в младшем звене. По воле случая я уходила работать в детский дом, и 8 лет своего трудового стажа посвятила роли воспитателя. С работой в школе это несравнимо. Это два разных учреждения, задачи которых различны. В детском доме кроме обучения, нужно было быть детям вместо матери, воспитывать во многих аспектах их жизни.

На мой вопрос о том, что нравится или не нравится в современной школе, и что бы она хотела изменить, Анжелика Алексеевна с грустью ответила, что сейчас намного сложнее стало работать, авторитет учителя падает, это не только здесь происходит, а во многих учебных заведениях нашей страны. Родители относятся к учителям так, что они обязаны учить, хоть через палку, их детей, а самим им особо и не нужно посвящать своё время дома на закрепление навыков, полученных в школе. Раньше родительской работы и ответственности в школьном процессе было больше, сейчас более полагаются только на учителей, а потом их же и ругают. 
- Нравится ли Вам наша школа в сравнении с другими в нашем районе? Уютно ли Вам здесь?
- Конечно! Я очень её люблю! И всегда с радостью сюда возвращаюсь из рабочих поездок по другим школам. Она уютная и тёплая для меня.

Детям здесь нравится
На протяжении нашей беседы то тут, то там мелькали заинтересованные и счастливые лица детей. Им было в диковинку, что кто-то хочет узнать об их школьной жизни. Закончив разговор с Анжеликой Алексеевной, я воспользовалась тем, что прозвенел звонок на перемену, и опросила самих учеников, как они чувствуют себя в школе, что им нравится здесь и что бы они хотели изменить. Первой ответившей стала Елизавета Безгодкина, ученица 8-го класса.

3сал.jpg

Лиза Безгодкина, ученица 8 класса.

- Лиза, тебе нравится учиться в нашей школе? Хотела бы ты что-то изменить?
- Очень! У нас здесь самые лучшие учителя, которые всегда помогут, по полочкам разложат! Учится мало учеников, и мы с 1-го по 9-й класс очень дружны, как одна семья. Для меня это самая лучшая школа! Изменить? Я бы больше кружков разных хотела.

4сал.jpg

Даша Хоменко, 8 класс, и Маша Фоменко, 7 класс.

Далее подбежали ещё две девочки – восьмиклассница Даша Хоменко и семиклассница Маша Фоменко, присоединились к разговору. Они тоже высказались только положительно о школе, об учителях, об их методах преподавания. И выделить какого-то самого лучшего или определить самый интересный предмет не смогли. 

5сал.jpg

Ангелина Сугатова, Лера Быкова, Катя Иванова, 9 класс.

Катя Иванова, Ангелина Сугатова и Лера Быкова, девятиклассницы, на вопрос о том, что им не хватает здесь, ответили:
- Нам бы хотелось хорошую аппаратуру, экспериментальную базу для уроков физики, химии. Кружки разные нужны. И на военную тему тоже. Мы состоим в отряде юнармейцев, тех, что в Яшкино, но мы там редко бываем.
- Нравятся ли вам учителя старой закалки? Такие, как Татьяна Викторовна. Нравятся ли биология и химия? 
- Очень! Татьяна Викторовна весёлая и добрая. Она нам много рассказывает, усиливает в нас интерес к этим предметам, в общем, мы с удовольствием туда идём.
- Как вы относитесь к тому, что в школе проходит обучение мало учеников?
- Мы рады этому! В городе вот как? Детей в классах и потоках много, они объединяются в маленькие «компашки», а мы здесь как братья и сёстры.
Тепло отзывались и о Наталье Александровне Рябцевой и Элеоноре Феликсовне Кайгородовой, и Татьяне Ивановне Богатыреве, и Марине Олеговне Жилюк, и Ольге Николаевне Барановой, Светлане Васильевне Безгодкиной, Светлане Викторовне Афанасенко, и, конечно, Елене Леонидовне Пашковой, учителе физкультуры. Последнего преподавателя охарактеризовали как человека с прекрасным чувством юмора. Она всегда активна и жизнерадостна, хоть и бывает очень строгой и требовательной. Школьники обожают её уроки, ведь там они не только зачёты сдают, но и лыжной ходьбой занимаются, играют в пионербол, волейбол, баскетбол. Она к тому же руководит секцией волейбола как тренер от Яшкинского ДЮСШ. 

Спортинвентаря не хватает
Елена Леонидовна, как и остальные учителя с радостью откликнулась на предложение дать интервью для статьи о школе в «Газету Яшкино». Желая узнать больше о ней как о преподавателе, вот что я услышала:

7сал.jpg

Елена Леонидовна Пашкова, учитель физкультуры, на уроке.

- Специальность, на которую я отучилась после школы, – мастер сельского строительства. Я вернулась в деревню со своей специальностью, но по профессии не работала. Благодаря В.Е. Петрову, который был в то время директором Саломатовской школы, я попала в деревню Верх-Иткара, устроилась в малокомплектную школу учителем младших классов. Потом ушла в декрет, а после работала в Саломатовском детском доме воспитателем, и в это же время я закончила Болотнинский педагогический колледж. А когда были тяжёлые времена, какое-то время была без работы, дома с ребятишками сидела. И освободилась в школе ставка завхоза, устроилась туда, потом пригласили вожатой, а когда учитель физкультуры ушла в декрет, мне предложили стать временно физруком. Я согласилась, хоть и выдающейся спортсменкой не была. А вот лыжную ходьбу любила. Вот теперь я чувствую себя на своём месте. Я люблю физкультуру и получаю удовольствие, взаимодействуя с детьми на почве спорта.

- Вы хотели бы что-нибудь изменить в школьном процессе или обустройстве спортивного зала?
- Нам очень худо приходится в плане спортивного инвентаря, всего у нас 2 волейбольных мяча, хотя должно быть больше, желательно 10 штук. Лыжи пора уже на помойку списать, а мы их латаем, клеим, на них уже кататься почти невозможно… Дело в основном только в инвентаре. И тем не менее, получается занимать призовые места по району, и исправно нормы ГТО сдаём, вот завтра нас награждать приедут. 
Немного пообщавшись со мной, Елена Леонидовна поспешила на волейбольную секцию, где её с нетерпением ожидали юные спортсмены. 

Живут школой
Знакомясь ближе с преподавателями, всё больше осознавала уникальность каждого из них, и кажется, каждый находится на своём месте, и другой специальности и школы для себя не видят. Они не работают в обычном понимании этого слова, они живут и дышат школой, наслаждаются общением с детьми.
Работа над статьёй о деревенской школе помогла мне познакомиться ближе с педагогами, с которыми не приходилось разговаривать раньше. 
Одна из таких учителей – Татьяна Ивановна Богатырёва, ведёт русский язык и литературу. Красиво и ладно повела своё повествование Татьяна Ивановна, человек, побывавший во многих уголках нашей необъятной Родины, она дочь офицера, с семьёй часто переезжали из одной части в другую. И часто меняя круг своего общения, школу, ей необходимо было научиться завязывать контакты с людьми в сжатые сроки, устанавливать авторитет среди сверстников, показывать себя с наилучшей стороны. В профессии учителя эти навыки очень важны, она – и авторитетный наставник своим ученикам и умеющий слушать и слышать воспитатель, что относится ко всем учащимся как к личностям.

8сал.jpg

Татьяна Ивановна Богатырева с учениками девятого класса.

- Я отучилась в Кемеровском педагогическом училище, – рассказывает Татьяна Ивановна, – и мне предложили быть методистом в базовой школе г.Кемерово, предупредили, что если я проработаю положенный срок (а в то время необходимо было отработать по распределению 3 года), я останусь в педагогике навсегда.
Поначалу было трудно, нужна была выдержка и умение быть психологом, планка, поставленная перед учителем в системе образования и в той школе в частности, была высокая. Со временем возникла необходимость проходить обучение дальше. И я окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Вообще я с удовольствием выезжаю на курсы повышения квалификации, на разного рода семинары, для меня важно вспоминать то, что я со временем могла подзабыть в педагогике как науке, совершенствовать свои навыки и знания, искать и находить новые методы преподавания. Люблю учиться и расти профессионально!
Благодаря тому, что я часто путешествовала в детстве и молодости по разным городам России, теперь, когда я рассказываю о культурных памятниках, это выходит особенно реалистично, я ведь там была, и как очевидец делюсь впечатлениями.
Татьяна Ивановна до переезда в наши

 края жила долгое время в посёлке Кежек Богучанского района Красноярского края, была директором сельской школы. Но, так случилось, школа становилась всё более не востребована, и она, приехав в гости в места своего ученичества, узнала, что в нашу школу требуются специалисты. И в 2012 году она прибыла сюда на постоянное место жительства в компании с другим педагогом, Натальей Александровной Рябцевой.

9сал.jpg

Наталья Александровна Рябцева, учитель информатики.

Судьба и учительский путь последней тоже очень интересны. Наталья Александровна по первой своей специальности повар-кондитер. Когда она была в декретном отпуске, к ней обратилась с предложением попробовать себя в преподавании. И в местной школе с учителями было туго. Её как медалистку туда пригласили вести физику, а потом и математику. Тогда ещё можно было преподавать без педагогического образования. Проходила различные курсы, повышала уровень своих знаний, потом получила высшее педагогическое образование.
- Когда я проходила обучение, – говорит Наталья Александровна, – мне дали ещё и третий предмет в школе – информатику. Сюда я переехала преподавателем уже трёх предметов, к тому времени в Саломатово требовались учителя нашего с Татьяной Ивановной профиля. Погружаясь в учительскую деятельность, я, как говорится, «прикипела».
Наталья Александровна – человек, который с лёгкостью использует современные технологии и возможности интернета, любит обучаться чему-то новому, смело шагает в ногу со временем. Сейчас она ведёт как школьный сайт, так и свой педагогический, который наполняет своими достижениями и подами своих учеников, собственными разработками и пособиями. Первую категорию получила с лёгкостью, а через 2 года подала на высшую. Комиссия, изучив результаты преподавательской работы на тот момент, без сомнения присвоила Наталье Александровне высшую квалификационную категорию. Активный учитель, спокойный разумный наставник с удовольствием участвует в различных конкурсах и вдохновляет на участие в конкурсах и олимпиадах школьников. Рейтинг школы благодаря её неутомимой работе только растёт, а в 2017 году впервые за историю образовательного учреждения подали её кандидатуру на районный конкурс «Учитель года», но сразу одержать победу не получилось.
Ребята, с кем бы я ни общалась, с теплом и уважением относятся к Наталье Александровне, а информатика стоит в ряду любимых предметов.

6сал.jpg

Илья Фирсин и Данила Мигиря, 7 класс.

На перемене я остановила двух мальчиков, интересно было с ними обсудить вопросы о школе, учителях и школьных предметах. Илья Фирсин и Данила Мигиря, учащиеся 7-го класса, указали, что, в общем-то, им нравится учиться в школе, но больше любят уроки физкультуры, музыки, технологии и информатики. А по физике им в качестве домашних заданий задают проводить дома несложные эксперименты, а ход и результаты они записывают в тетради.

Наталья Александровна также делилась пожеланиями улучшения школьной технической и экспериментальной базы: если для 7-го класса школа обеспечена оборудованием для проведения экспериментов, то 8-9-е классы учатся по формулам и по большей части осваивают законы физики в теории. А как специалисту, который использует постоянно в работе и совершенствовании современные технологии и обучает этому детей, тяжело без качественного и скоростного интернета в стенах учебного заведения. Все педагоги выкручиваются, как могут.

Важные проблемы
По словам директора, ещё одной важной проблемой здесь является отопление.
- Отопительная система с советских времён не обновлялась, – говорит Марина Олеговна, – кроме того, что трубы отопления тонкие, ещё и котлы с насосами изживают свой срок. И электричества затрачивается уйма, и в школе холодно зимой. По расчётам специалистов, если установить хотя бы новый насос, общей стоимостью вместе с фурнитурой, креплениями выйдет до 50 тыс. рублей, то будет теплее в здании, и экономичнее как минимум в 2 раза, а того и больше. Конечно, и здание то тут, то там требует ремонта. 
Грустно становится, когда нам сообщают, что возможно закрытие школы. По нашему мнению, это нельзя делать. Это же детей возить тогда в другую школу надо будет, ближайшие – за 20-40 километров, нужно будет три автобуса каждый день… Да и из деревень наших люди будут уезжать. Возможно их вымирание… Да и президент страны Владимир Путин издал указ, что деревенские школы должны жить. Этот факт вдохновляет!
Интересно было узнать мнение родителей о качестве образования в нашей школе, о её достоинствах и недостатках. Беседовала на эту тему с мамой ученика 3-го класса Глеба Волошина. Наталья поделилась своими впечатлениями.
Нравится ли вашему сыну учиться в деревенской школе? 
- Учиться в деревенской школе очень нравится! Он считает, да и я, что когда в классе немного человек, информация лучше усваивается, учитель больше внимания уделяет каждому ученику. И вообще весь коллектив школы как большая семья, чего в городских больших школах нет.
Как вам качество преподавания в школе и уровень знаний учителей?
- Качеством, в принципе, довольны. Главное, что в школе сын получает более важные знания, такие как опыт общения с другими людьми,понятия дружбы, приобретение таких жизненно важных качеств, как уважение, отстаивание своего мнения, воля, понимание другого человека, уважение его мнения. А если нужны более глубокие знания в какой-то науке, то их можно получить дополнительно. Уровень знаний хороший, такой, как надо.
Какие возможности открываются в школе кроме получения знания в науках?
- Это спорт, который тоже очень необходим в дальнейшей жизни! Нам очень интересна сдача нормативов ГТО, секции по волейболу и пионерболу (для младших).
Что можно было бы изменить в школе, чтобы учиться стало комфортнее?
- Хотелось бы больше внешкольных олимпиад, участия в районных соревнованиях, возможности культурного досуга детей за пределами деревни (например выезд в театр или цирк). Нужен ремонт школы, чтобы учиться стало теплее и комфортнее. Нужна спортивная площадка во дворе школы. Было бы здорово, если бы появился водитель автобуса.
Вот такие нехитрые требования предъявляют родители к школе и общему образовательному процессу. А школа живёт и звучит каждый учебный день смехом детей. Каждый в её стенах исправно исполняет свои задачи: ученики учатся, познают новое, учителя требовательно, строго и мудро дают свои знания детям, директор руководит и является связующим звеном между внутренним укладом школы и другими структурами образования.
И в школе, и на её территории периодически проходят праздники, педагоги и дети постоянно участвуют в спортивных соревнованиях и научных олимпиадах, и творческих конкурсах. Жизнь кипит! И будет кипеть, и со временем станет здесь ещё уютнее и теплее.



 
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений